В досудебном производстве уголовно-процессуальная деятельность правоохранительных органов представляет собой совокупность двух стадий:
- Возбуждение уголовного дела;
- Предварительное расследование.
Стадия возбуждения уголовного дела – это первая стадия уголовного судопроизводства, на которой уполномоченные субъекты должны установить наличие законного повода и оснований для производства по уголовному делу.
Существуют противники закрепления стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе как самостоятельной стадии (Сереброва, Володина, Деришев).
Если началом предварительного расследования считать принятие заявления или сообщения о преступлении, то снимается запрет совершать определенные действия до вынесения акта о возбуждении уголовного дела. Кроме того, сроки предварительного расследования нужно будет исчислять не с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, а с момента поступления первичного материала о совершении преступления. Все это сузит объем процессуальных гарантий, ограничит конституционное право подозреваемого/обвиняемого на защиту и доступ потерпевшего к скорейшему правосудию.
Однако на практике в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 года (Жалоба гражданки Смирновой) указывается, что возбуждение уголовного дела является начальной самостоятельной стадией уголовного процесса, в ходе которой рассматриваются и устанавливаются поводы для возбуждения уголовного дела, а так же принимаются меры по предотвращению и пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечению последующего расследования и рассмотрения дел в соответствии с установленной подследственностью и подсудностью.
Актом возбуждения уголовного дела создаются правовые основания для последующих процессуальных решений следователя, дознавателя, суда.
Существует два важных основания признания самостоятельности стадии возбуждения уголовного дела:
- Заключается в особой значимости процессуального акта постановления о возбуждении уголовного дела, позволяющего давать ответы на следующие вопросы: кто возбудил уголовное дело, когда оно было возбуждено, какой орган будет расследовать и другие вопросы;
- Деятельность уполномоченных субъектов по возбуждению уголовного дела характеризуется признаками, присущими стадии уголовного судопроизводства.
Задачи стадии возбуждения уголовного дела:
- Обеспечение своевременного реагирования на преступление, недопущение расследования деяний, не содержащих признаки состава преступления;
- Предотвращение готовящегося и пресечение начатого преступления;
- Закрепление следов преступления.
Содержание стадии возбуждения уголовного дела
Оно определяются необходимостью ряда мероприятий:
- Получение и проверка повода возбуждения уголовного дела;
- Принятие необходимых мер по пресечению совершаемого преступления или предупреждение подготавливаемого;
- Установление круга лиц, которые могут владеть информацией о преступлении и общих обстоятельствах, подлежащих доказыванию;
- Оказание помощи физическим лицам, которым преступлением причинен вред (либо юридическому лицу);
- Принятие одного из итоговых решений.
Стадия возбуждения уголовного дела является отличной от других процессуальной формой. Для стадии возбуждения уголовного дела характерен особый субъектный состав. Не все возможные участники судопроизводства участвуют на стадии возбуждения уголовного дела. Те же кто участвует, ограничены в реализации всего комплекса своих прав и обязанностей. На этой стадии присутствует заявитель.
Значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что от правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении уголовного дела зависит эффективность и целесообразность деятельности правоохранительных органов. Качество системы процессуальных гарантий, действующих в современном досудебном производстве по уголовным делам, степени удовлетворенности населения в функционировании системы уголовной юстиции.
По мнению большинства юристов, деятельность по приему, регистрации сообщения о преступлении является начальным этапом уголовного судопроизводства, и эта деятельность носит уголовно-процессуальный характер. Исключение этой стадии из уголовного процесса означало бы устранение важнейшей гарантии, обеспечивающий защиту личности от незаконного применения мер процессуального принуждения, вовлечение в сферу уголовного преследования и возможности доступа к правосудию. А это полностью бы противоречило назначению демократического уголовного судопроизводства охранительного типа.
Поводы к возбуждению уголовного дела
Уголовно-процессуальная деятельность начинается с того момента, когда появляется повод к возбуждению уголовного дела. Сама по себе категория «повод» является дискуссионной. И ряд авторов считает, что это юридический факт .Повод к возбуждению уголовного дела – это сообщение о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, полученное из предусмотренного законом источника, прием которого обязывает органы расследования (по делам частного обвинения и судью) приступить к процессуальной деятельности.
В данном случае стоит опираться на Межведомственный Приказ «О едином учете преступлений» №39/1070/1021/253/780/353/399 от 29 декабря 2005 года.
Заявление о преступлении представляет собой устное или письменное обращение физического или юридического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и сопровождается просьбой принять меры (виновного установить, разыскать и привлечь к уголовной ответственности и наказать, обеспечить возмещение причиненного ущерба). По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего заявление не имеет юридического значения, т.е. не является поводом к возбуждению уголовного дела.
Ст. 141 УПК РФ предусматривает несколько различных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда оно составлено в письменном виде вне зависимости от способа доставки, заявление должно быть принято и зарегистрировано. Когда заявление было сделано устно, оно заносится в протокол принятия сообщений о преступлении. Если заявление сделано в ходе допроса или иного следственного действия, то это заносится в протокол этого следственного действия или протокол судебного заседания.
Анонимные заявления поводом к возбуждению уголовного дела служить не могут. Однако это не означает, что никаких действий совершено не будет.
Инструкция №985 от 01.12.2005: отреагировать на анонимное заявление должен орган дознания (ст.28).Явка с повинной – это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Она служит особым обстоятельством, смягчающим наказание. Ей можно считать только такое заявление гражданина, которое вообще неизвестно правоохранительным органам или же преступления известного, но не раскрытого, когда в деле нет ни подозреваемого, ни обвиняемого.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Данный повод охватывает все случаи, когда правоохранительному органу, управомоченному на возбуждение уголовного дела, становится известно о деянии, предусмотренному особенной частью УК РФ.
Основания для возбуждения уголовного дела
Данные должны указывать на признаки преступления, закрепленные в ч.1 ст.14 УК РФ. Для возбуждения дела не требуется выявить все признаки состава преступления (это задача последующих стадий). Признаки преступления на стадии возбуждения уголовного дела прежде всего выявляются путем установления объекта и объективной стороны преступления (событие преступление). Субъект и субъективная сторона на этой стадии могут не исследоваться.
До возбуждения уголовного дела допускается производство только трех следственных действий: осмотра места происшествия, эксгумация трупа, освидетельствование.
В связи с недозволенностью назначения и производства судебной экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела возникает вопрос о возможности применения на этой стадии специальных познаний в области науки, техники, ремесла.
Порядок возбуждения уголовного дела
Правом возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения наделены только правоохранительные органы государства, причем каждый в пределах своих полномочий. Возбуждение уголовного дела лицом, в чью компетенцию не входит принятие данного решения (ненадлежащий субъект), является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим признание юридически ничтожным как самого факта возбуждения дела, так и всех собранных по нему материалов, даже если расследование проводилось надлежащим лицом.
ВС РФ считает, что аналогичные последствия ничтожности в том случае, когда уголовное дело могло быть возбуждено этим лицом, но заведомо знало о безусловности самоотвода.
О принятии решения следователь или дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а так же лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Необоснованное возбуждение уголовного дела влечет за собой негативные последствия в виде необоснованного задержания, необоснованного привлечения в качестве обвиняемого, незаконное применение мер уголовно-процессуального принуждения, а так же негативно сказывается на эффективности досудебного производства по уголовному делу. Приводит к бесполезной трате сил, средств и времени лиц, проводящих проверку на стадии возбуждения уголовного дела, следователей и дознавателей и суда. Граждане, вовлеченные в сферу уголовного судопроизводства, вынуждены отвлекаться от своих повседневных занятий ввиду необходимости участия в уголовном судопроизводстве.
Отказ в возбуждении уголовного дела (ч.1 ст.148 УПК + глава 4, ст.24, 27). Если на стадии возбуждения уголовного дела выясниться, что сообщение о готовящемся или совершенном преступлении носило характер заведомо ложного доноса (ст.306 УК) либо другого уголовно-наказуемого деяния, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть ситуацию и дать ей юридическую оценку, решить вопрос о возбуждении дела публичного обвинения. Копия постановления о возбуждении уголовного дела, как и копия об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена в течение 24 часов прокурору (ч.6 ст.48 УПК).
Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела препятствует реализации принципа уголовного права – неотвратимости уголовной ответственности. Это формирует чувство безнаказанности у лиц, совершивших преступление, новые тревожности законопослушных граждан относительно своей безопасности, подрывает веру граждан в способность правоохранительных органов обеспечить безопасность.
Направление сообщение о преступлении по подследственности (подсудности) Ст. 151, ч.3 ст.145 УПК.
Гарантии обеспечения законности решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела:
- Форма решения предусматривается ч.1 ст.141 УПК РФ;
- Все решение принимаются надлежащими субъектами (дознаватель, следователь, орган дознания, прокурор, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания и т.д.);
- Решение принимается при наличии условий, закрепленных в ст.24, 27, 140 УПК РФ;
- Решения, принимаемые на стадии возбуждения уголовного дела облекаются в процессуальную форму;
- Наличествует контроль:
- Процессуальный (ведомственный) контроль: непрерывность, возможность оперативного реагирования, возможность применения мер дисциплинарного воздействия, максимально приближен к лицу, несется персональная ответственность руководителя за действия подчиненных, самоинициируется;
- Прокурорский надзор;
- Судебный контроль. Значимость его определяется концепцией судебной реформы. По отношению к вышеперечисленным, у суда есть два преимущества: объективность, способность воплощать потребности гражданского общества, а не только политическую волю, выраженную в законе. Значимость судебного контроля все больше возрастает.
Целесообразно использовать все три вида контроля в совокупности, которые должны дополнять, а не подменять друг друга. Проявление судебного контроля в законе закреплены: ч.5 ст.144, ч.2 ст.145, ч.5 ст.148, ч.4 ст.147, ч.4 ст.20, ч.1 ст.318, пп.1, 2, 2.1, 3, 4, 5, 9, 10 ч.1 ст.448, пп.1, 2, 6, 6.1, 6.2, 7 ч.1 ст.447, ст.127 УПК.