Одним из проявлений принципа равноправия и состязательности сторон в предварительном расследовании, призванным обеспечить права и законные интересы обвиняемого, выявить нарушения закона, допущенные дознавателем, органами предварительного следствия, служит предусмотренный законом порядок обжалования процессуальных действий (или бездействия), решений должностных лиц органов предварительного расследования.
Институт обжалования является средством гарантирующим соблюдение прав и интересов обвиняемого, одновременно способом и средством выявления ошибок в применении права на досудебном этапе производства уголовного дела. В соответствии с ч. 1 ст. 125 УПК РФ постановления должностных лиц осуществляющих предварительное расследование, которыми может быть учинен ущерб правам и свободам граждан, либо доступу их к осуществлению правосудия в стране, могут быть обжалованы в суд. Территориально суд осуществляющий правосудие по месту производства предварительного расследования по уголовному делу.
Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц:
- руководителю следственного органа
- прокурору
- в суд
Руководитель следственного органа, прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью правоохранительных органов, при получении должен рассмотреть жалобу, поданную заинтересованным лицом, не позднее чем через трое суток с момента ее получения. Срок рассмотрения от трех до десяти суток предусмотрен исключительно в тех случаях, когда для оценки жалобы требуется получить дополнительные документы либо принять определенные меры, о чем должен быть уведомлен и заявитель. Продлевая срок рассмотрения жалобы руководитель следственного органа, прокурор должен вынести постановление содержащее причины и мотивировку своего действия.
Рассмотрев полученные жалобы должностное лицо выносит мотивированное постановление об удовлетворении жалобы полностью или в части, либо об отказе в удовлетворении. Защитник, подавший жалобу должен быть своевременно уведомлен о результатах ее рассмотрения и порядке привнесения возражений и нового обжалования.
При содержании обвиняемых или подозреваемых под стражей, жалобы на процессуальные действия должностных лиц должны направляться незамедлительно до надлежащего адресата. Закон установил общее свойство для отнесения действий (или бездействия) и решений, которые могут быть обжалованы в суд, — это их возможность нарушить права и свободы человека предусмотренные Конституцией или международными договорами Российской Федерации.
Так, например, может быть обжаловано в суд получение доказательств с нарушением закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ), что вызывает запрет на их использование в качестве доказательств в суде. Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом РФ, в суд может быть обжаловано и постановление о возбуждении уголовного дела и постановление об отказе в возбуждении ( См: Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2002 N 300-О), а также неоднократное возобновление прекращенного уголовного дела, в том числе по одному и тому же основанию (См: Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 N 328-О).
Сторонам в ходе судебной проверки решений, действий или бездействия следователя, прокурора, дознавателя должна быть предоставлена возможность как лично, так и с помощью представляющих их интересы в суде адвокатов и иных допущенных к участию в деле лиц, знакомиться с процессуальными документами, затрагивающими их права и законные интересы.
Судебное заседание как процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного производства по уголовному делу
Суд проверяет законность и обоснованность обжалуемых действий (бездействия) и решений в открытом судебном заседании по общим правилам судопроизводства, предусмотренных законодательно. Срок назначения судебного заседания не может превышать пяти суток со дня поступления жалобы в суд (в экспедицию суда). Согласно п. 50 ст. 5 УПК РФ, судебное заседание — это процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу.
Таким образом, судебное заседание своим предметом имеет вопросы уголовного и уголовно-процессуального характера, возникающие в производстве по уголовному делу. Также проведение судебного заседания предполагает исследование имеющихся на тот момент доказательств в деле и вынесение постановления по существу вопроса. Используя порядок осуществления процедуры судебного процесса с выяснением фактических обстоятельств по делу. В результате судебного заседания выносится постановление о признании действий должностного лица незаконными или необоснованными, либо об оставлении жалобы без удовлетворения и соответственно действий – законными и правомерными.
Необходимо понимать, что признание действий незаконными предполагает за собой обязанность этого должностного лица, допустившего правовую ошибку исправить любые последствия вызванные его не верным применением права в конкретной ситуации по данному делу. Решения судьи, принимаемые в ходе досудебного производства при рассмотрении жалоб, могут быть обжалованы как в кассационном, так и в надзорном порядке.
Предварительное расследование как процесс осуществляется в целях установления обстоятельств по делу, но так как осуществляет этот процесс сторона обвинения, то и исследуемые факты и обстоятельства, могут служить лишь в интересах позиции принятой стороной обвинения. Зачастую следователи иди дознаватели в целях укрепления доказательственной базы своей позиции перед судом, могут пойти на нарушение законных прав обвиняемых, что может служить негативным фактором как для стороны защиты, так и для правильного разрешения дела судом. Данные обстоятельства вызывают необходимость судебного контроля и перепроверки действий и решений уполномоченных должностных лиц и органов на досудебных стадиях производства по уголовному делу.
По представлению отдельных авторов, деятельность по судебному контролю за законностью решений принимаемых правоохранительными органами является одной из гарантий прав человека:
«Рассмотрение жалоб в суде, на наш взгляд, является формой судебного контроля за соблюдением прав и свобод на досудебном производстве»
Лалиев А.И. Проблемы реализации принципа состязательности при рассмотрении судом жалоб на действия органов дознания и предварительного следствия // Российский судья. 2010. N 10. С. 4 — 6
С этим утверждением сложно поспорить, но в столь широком понимании правовой основы данного института, ускользает из вида именно процессуальная сторона вопроса. В общей задаче обеспечения прав и свобод личности необходимо выделять и конкретизировать право на состязательность и равноправие и на досудебной стадии уголовного процесса как общего принципа осуществления правосудия в стране.
Хотя некоторые ученые отделяют функцию судебного контроля при предварительном расследовании от осуществления правосудия, полагая, что последнее имеет место лишь при рассмотрении дела непосредственно в судебном процессе, с этой точкой зрения нельзя согласится, что подтверждает и п. 50 ст. 5 УПК РФ, в котором прямо указано, что судебное заседание представляет собой процессуальную форму осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу.
Так и многие другие авторитетные в уголовном процессе авторы, среди которых В.М. Лебедев, одним из первых признавшим за судебным контролем форму отправления правосудия и И.Л. Петрухин, рассматривающий судебный контроль в предварительном следствии как самостоятельную форму осуществления правосудия.
По нашему мнению, судебный контроль и имманентный ему институт обжалования действий и должностных лиц на этапе предварительного следствия, является формой осуществления правосудия. Служа цели верного и справедливого разрешения дела по существу, он является неотъемлемой частью всего процесса в целом, а судебный порядок рассмотрения жалоб в досудебном производстве представляет собой разновидность публично-правового спора, с присущей ему состязательностью в процессе разбирательства. Так, принцип состязательности и равноправия сторон распространяется и в досудебной стадии уголовного процесса, и общая тенденция развития уголовно-процессуального закона состоит в охвате указанным принципом все большего количества процессуальных институтов предварительного следствия.
Обжалование процессуальных действий лиц или их бездействия является правовой гарантией осуществления права на защиту, и защитнику-адвокату ни в коем случае нельзя недооценивать значение данного правового института. Защите, оказывающейся в положении процессуального неравенства в процессе доказывания по уголовному делу, лишенной возможности независимо предпринимать сбор и оценку доказательств, предстоит опровергать активные процессуальные действия стороны обвинения. Обжалование наравне, а может и в большей мере, является процессуальным оружием предоставленным законодателем стороне защиты.
Статья также размещается на нашем Дзен канале: Обжалование действий, бездействий должностных лиц и органов осуществляющих предварительное следствие, а также решений суда | ПроСветПрав | Яндекс Дзен (yandex.ru)