Под источниками права понимается внешняя форма права, выражение нормативно-правовых актов, регулирующих полномочия, права и обязанности участников уголовно-процессуальных отношений. Процессуальные источники права можно разделить на 3 группы:
Первая группа источников
Непосредственные источники уголовно процессуального права, т.е. законодательно закрепленные в ст.1 УПК. УПК в качестве источников закрепляет непосредственно сам Уголовно-процессуальный кодекс, Конституция РФ , общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры. Ст.7 УПК усиливает значение ст.1 и предусматривает, что должностные лица (суд, прокурор, органы дознания и т.д.) не вправе применять федеральный закон, противоречащий уголовно-процессуальному кодексу. Причем суд установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного акта УПК, обязан принимать решение согласно УПК. Между тем, следует обратить внимание на то, что УПК не содержит перечня источников уголовно-процессуального права, не содержит перечня норм международного права и международных договоров и соответственно не устанавливает четкой иерархии. Поэтому все источники, содержащие в той или иной мере регламентацию порядка производства по уголовному делу необходимо анализировать с учетом положений Конституции РФ и толкование Конституции данные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ.
Включение общепризнанных норм международного права и международных договоров в правовую систему РФ предполагает их непосредственное действие для регулирования порядка уголовного судопроизводства в следующих случаях:
- Если внутреннее законодательство противоречит международным нормам;
- Если нормы международного права дополняют нормы уголовно-процессуального законодательства (совместное применение и норм уголовно-процессуального права и норм международного права);
- Если в уголовно-процессуальном законодательстве обнаруживаются пробелы, вместе с тем общепризнанные принципы международного права содержат нормы, которые регулируют такие вопросы процессуальной деятельности.
В литературе есть мнение, что решать вопрос о том, является ли общепризнанный принцип или отдельная норма международного права общепризнанной или нет может решать только Конституционный Суд РФ. Более формальное содержание имеет понятие «международный договор». Существует ФЗ «О международных договорах РФ». Этот закон предусматривает необходимость ратификации договоров, устанавливающих иные правила, чем это предусмотрено законодательством РФ. Таким образом ратифицированный международный договор имеет приоритет применения по отношению к законодательству РФ.
В числе международных актов, в которых зафиксированы права человека и которые должны реализовываться в уголовном процессе РФ можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Европейская конвенция). Ратификация последней конвенции имеет значение для граждан РФ с 5 мая 1998 года. Нормы конвенции подлежат применению на территории РФ в том значении, которое им придают решения Европейского суда по правам человека. При этом Европейский суд не создает новых норм, однако дает официальное и обязательное толкование к применению норм конвенции. Она не только заставляет правоприменителя согласовывать нормы уголовно-процессуального законодательства с нормами конвенции в части защиты прав и свобод граждан, но и обязывает государство, во-первых, восстановить в правах человека, чьи права нарушены, изменить, если необходимо законодательство, чтобы в последствии подобные права не были нарушены и выплатить компенсацию за нарушение прав, которые предусмотрены конвенцией.
Кроме этого УПК не должен противоречить нормам Уголовного права (кодекса). Материальное право является первичным по отношению к праву процессуальному.
По общему правилу нормы уголовно-процессуального права не могут содержаться в Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах, кроме случаев, когда УПК содержит отсылки к таким подзаконным актам.
Вторая группа источников
Нормативно-правовые акты, не закрепленные в УПК, но оказывающие существенное влияние на правопонимание и правоприменение в сфере уголовного судопроизводства. Данная группа включает: Федеральные законы, содержащие определенное регулирование уголовно-процессуальной деятельности или определенные правила, регламентирующие вопросы уголовного судопроизводства. Это ФЗ «О судебной системе РФ», «О статусе судей РФ», «О Прокуратуре РФ», «Об адвокатской деятельности и об адвокатуре РФ». Ч.1 и ч.2 ст.7 УПК закрепляет приоритет УПК по отношению к другим законам.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ от 8 ноября 2005 года о безусловном приоритете норм уголовно-процессуального законодательства перед другими законами, не может идти речь, когда в этих иных законах устанавливаются дополнительные гарантии прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. Со ссылкой на ст.18 Конституции РФ разрешение коллизий между правовыми актами должно осуществляться исходя из того какой из этих нормативно-правовых актах предусматривает больший объем прав и свобод граждан и соответственно более широки гарантии их обеспечения.
Третья группа источников
Это акты, не содержащие норм права, но важные для правопонимания и правоприменения. Это Постановления, Определения Конституционного Суда РФ (в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О Конституционном Суде РФ»). В том случае, если Конституционный Суд признает норму УПК не соответствующей Конституции, это влечет за собой признание нормы, не действующей и соответственно пересмотр решений, вынесенных на основании этой нормы, что оказывает влияние на процесс правоприменения.
Также к третьей группе источников относятся постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения Европейского суда по правам человека.