Данный вид наказания регламентирован ст. 49 УК, ст.88 УК, УИК ст. 25-30, инструкцией об организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (20.05.2009 приказ Минюста).
Уголовное наказание в виде обязательных работ появилось в УК РФ с 1996г., но применяться и реально действовать стало с 2005 г.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Обязательные работы были изначально платными, после многочисленных протестов работодателей, они стали безвозмездными.
Ч.4 ст.49 УК указывает круг лиц, которым указанное наказание не назначается.
Исполнение наказания возложено на инспекции по месту жительства.
Порядок исполнения:
Инспекции определяют места исполнения работ, согласовывая их с органами местного самоуправления.
Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за исполнением данного наказания, в т.ч. надзор и со стороны администрацией учреждений.
За нарушения осужденными порядка отбывания наказания инспекция обязана вынести предупреждение. Об его ответственности в соответствии с действующим законодательством.
За злостное уклонение от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания по ч.3 ст.49 УК РФ при соблюдении следующих правил: обязательные работы при злостном уклонении заменяются лишением свободы, из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
В соответствии со ст.30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, который более 2-х раз в течении месяца не вышел на обязательные работы без уважительной причины, более 2-х раз нарушил трудовую дисциплину или скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.
Указанное наказание назначается в виде только основного в размере от 60 до 240 часов. Они отбываются не более 2-х часов в свободное от учебы или работы время. Но не м.б. менее 12 часов в неделю.
Проблематика исполнения:
- пробел в механизме трудоустройства осужденных
- отсутствует законодательная регламентация отношений между УИИ и администрацией работодателя.
Ст.28 УИК на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Также стоит отметить, что отбывание наказания осуществляется за пределами рабочего времени, т.к. осуществляется за пределами времени работы. То есть отсутствует контроль.
- Злостное уклонение от отбывания обязательных работ. Ранее предусматривалась замена арестом или ограничением свободы. Проблема в предельном сроке обязательных работ: максимум 30 дней лишения свободы, в этот срок засчитывается уже отбытый срок. В настоящее время необходимо увеличить срок его отбывания как минимум в 2 раза.