Конституция как акт прямого действия. Применение судами Конституции при осуществлении правосудия

прямое действие конституции

Конституция как акт прямого действия представляет ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосред­ственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судебных органах, органах законодательной и исполнительной власти. Конституция РФ подлежит реализации независимо от наличия конкре­тизирующих и развивающих ее нормативных актов. Конституция РФ закрепляет преимущественно главные, принципи­альные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах.

Прямое действие Конституции РФ содержится и в том, что в ней указывается прямое указание на необходимость принятия федераль­ных конституционных законов и федеральных законов, определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содер­жится прямая отсылка к закону, связывающая конституционную нор­му с текущим законодательством. Прямое действие Конституции РФ не ограничивается самостоятельным применением конституционных норм государственными органами и общественными организациями, а реализуется вместе с нормами текущего законодательства. Прямое действие Конституции РФ является необходимым условием соблю­дения законности. В случае, когда чьи-либо права нарушены, если они не обеспечены нормами в текущем законодательстве, лицо может обратиться за защитой своего права. Прямое действие Конституции РФ следует также из того, что некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно, одновременно оказывают прямое действие на общественные отноше­ния, связанные с нормотворческим процессом, результатом которого должен быть нормативный акт, касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой. Издание предусмотренного Конституцией РФ федерального закона тоже является способом ее непосредственной реализации.

Таким образом, конституционные нормы представляют собой нор­мы либо прямого действия, либо сочетающие прямое и опосредованное действия. Прямое действие Конституции РФ закреплено в самом тексте Конституции РФ (ст. 15 и 18), посвященном правам и свободам гражда­нина; в них установлено, что права и свободы человека и гражданина яв­ляются непосредственно действующими. На практике реализация этого принципа встречает немало трудностей. Обеспечение прямого действия Конституции РФ возложено на КС РФ.

После вступления в силу Конституции РФ ВС РФ принял ряд по­становлений, направленных на то, чтобы суды в своей практике при­меняли ее как акт прямого действия. Постановлением Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подза­конными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ. В целях единообразного применения судами конституционных норм при осу­ществлении правосудия Пленум ВС РФ указал, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являют­ся непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнитель­ной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. ВС РФ определил следующие критерии применения Конституции РФ как непосредственно действу­ющего законодательного акта:

  • когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия феде­рального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоре­чит ей;
  • когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с ее соответствующими положениями;
  • когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъ­ектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотноше­ния, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения КС РФ о признании не­конституционной той или иной нормы закона не препятствует примене­нию закона в остальной его части. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Кон­ституции РФ примененный или подлежащий применению по конкрет­ному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в КС РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной (апелля­ционной) или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела. О необходимости обращения с запросом в КС РФ суд выносит моти­вированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа. В запросе о провер­ке конституционности примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требо­ваниями ст. 37 Федерального конституционного закона «О Конституци­онном Суде Российской Федерации» должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о под­лежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст. 38 Закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. В связи с обращением в КС РФ с за­просом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Закона, приостанавливается до разрешения запроса КС РФ, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.

ВС РФ обратил внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конститу­ции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных норма­тивных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Оценке с точки зрения соответствия. закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (норма­тивные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Со­брания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и федеральных служб, руководителей учреждений, предприятий, орга­низаций и т.д.).

Конституцией РФ каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). В соответствии с указанным консти­туционным положением вышестоящий суд не вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное ниже­стоящему суду. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и иссле­дованию доказательств и заявлению ходатайств. Таким образом, ВС РФ указал на прямое действие Конституции РФ, а также основные условия и действия судов в обеспечение верховенства Конституции РФ и ее пря­мого действия.

Система арбитражных судов в Российской Федерации в соответ­ствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» также ор­ганизует свою деятельность и рассматривает дела, обеспечивает прямое действие Конституции РФ по всем категориям дел при оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти, нару­шающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в со­ответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компе­тенции арбитражных судов; обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров; обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежаще­го применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. ВАС РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики в соответствии с Конституцией РФ.

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*