Теперь налоговый орган квалифицирует передачу акционерным обществом акций иностранным компаниям через цепочку сделок с взаимозависимыми лицами как действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган произвела доначислиление обществу суммы налога на доходы иностранных организаций, а также пени. Основанием послужил вывод налоговиков о том, что заявитель не исполнил обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации.
Так, общество передавало ценные бумаги (акции российской организации) в качестве вклада в уставный капитал подконтрольных ему кипрских компаний, которые затем передавали их другим компаниям, зарегистрированным на Британских Виргинских островах. Налогоплательщик не согласился с решением инспекции и оспорил его в суде.
Суд первой инстанции встал на сторону общества. Он исходил из того, что законодательство РФ не устанавливает для российской организации функций налогового агента при передаче дохода иностранной организации в виде стоимости акций российской компании. Также суд признал недоказанным вывод инспекции об отсутствии деловой цели в совершенных обществом сделках по передаче акций российской организации в уставный капитал кипрских компаний. Кроме того, первая инстанция сочла обоснованными доводы общества о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки.
Апелляция и кассация не согласились с нижестоящим судом. Они исходили из подп. 2 и 10 п. 1 ст. 309 НК РФ, согласно которым доходы в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций и иные аналогичные доходы относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и облагаются налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Исключение сделано в отношении выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами не облагаются налогом в России. Поскольку у Российской Федерации нет международного договора с Британскими Виргинскими островами, налогообложение организации такого резидента осуществляется в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. Суды признали обоснованным вывод инспекции о создании обществом схемы для вывода принадлежащих ему акций российской компании в офшорные зависимые компании в целях получения налоговой выгоды в виде безвозмездной передачи акций и неуплаты налога в соответствии с российским законодательством.
Верховный суд РФ согласился с этими аргументами. Суд сослался на разъяснения, содержащиеся в п.п. 1 и 7 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В частности Пленум Высшего Арбитражного Суда указал, что если налогоплательщик учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
В данном случае созданная обществом схема позволяла ему через цепочку сделок получать необоснованную налоговую выгоду в виде неисполнения налоговой обязанности по исчислению и уплате в бюджет налога с доходов, полученных иностранными юридическими лицами от источников в Российской Федерации.
Источник: Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2016 по делу № А13-5850/2014