ВОЙДИТЕ В СВОЙ АККАУНТ, ЧТОБЫ ИМЕТЬ ДОСТУП К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ФУНКЦИЯМ

ЗАВЕСТИ АККАУНТ ЗАБЫЛ СВОЙ ПАРОЛЬ?

ЗАПРЕЩАЕТ ВАШИ ДЕТАЛИ?

ААХ, ЖДИТЕ, ПОМНИТЕ СЕЙЧАС!

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

УЖЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ?
  • ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
  • ВОЙТИ

lexguide.ru - гид по закону

  • ГЛАВНАЯ
    • Конституционный строй
      • Производство в Конституционном суде РФ
      • Защита конституционных прав граждан
        • Международное право
          • Европейский суд по правам человека
    • Гражданское право
      • Наследственное право
      • Дела семейные
      • Участие в долевом строительстве
      • Недвижимость и земельные споры
      • Кредиты-залоги
      • Хозяйственные споры
    • Уголовное право
      • Принципы
      • Общая часть
      • Особенная часть
      • Уголовный процесс
      • Уголовно-исполнительное право
    • Адвокатура
      • Принципы работы адвокатуры
      • Адвокатская этика
      • Отношения адвоката с доверителем
      • Статус адвоката. Органы адвокатуры
      • Гарантии независимости адвоката
      • История Российской адвокатуры
      • Юридическая техника адвоката
    • Арбитражный процесс
    • Административный процесс
    • Налоговое право
    • Юридическая консультация
    • Новости
    • Сдать экзамен на адвоката
  • ДОГОВОРЫ
    • ДОГОВОРЫ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
    • ДОГОВОРЫ АРЕНДЫ
    • ДИЛЕРСКИЕ ДОГОВОРЫ
    • ДОГОВОР ПРОКАТА
    • ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ДОГОВОРЫ
    • ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
    • ДОГОВОРЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
    • ДОГОВОРЫ ДАРЕНИЯ
    • ДОГОВОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
    • ТРУДОВЫЕ ДОГОВОРЫ
    • ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ
    • ДОГОВОРЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    • ДОГОВОРЫ ПОДРЯДА
    • ДОГОВОРЫ ПОСТАВКИ
    • ДОГОВОРЫ С ПЕРЕМЕНОЙ ЛИЦ
  • ЗАЯВЛЕНИЯ В СУД
    • Образцы исков
    • Претензии
  • КАЛЬКУЛЯТОРЫ
    • Калькулятор неустойки по ДДУ
    • Калькулятор неустойки 395ГК
  • КОНТАКТЫ
бесплатная
консультация
8(963)-345-92-18
  • Главная
  • Все публикации
  • Конституционный строй
  • Защита конституционных прав граждан
  • Защита конституционного права на неприкосновенность частной жизни
17.01.2021
Четверг, 21 июня 2018 / Опубликовано в Защита конституционных прав граждан

Защита конституционного права на неприкосновенность частной жизни

Защита конституционного права на неприкосновенность частной жизни

Защита конституционного права на неприкосновенность частной жиз­ни неоднократно была предметом исследования в КС РФ, были приня­ты решения о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о част­ной жизни лица без его согласия, право на ознакомление с документа­ми и материалами, непосредственно затрагивающих права и свободы человека, а также некоторые особенности соблюдения частной жизни в условиях ограничения прав граждан.

КС РФ принял Постановление от 29.11.2010 № 20 по делу о проверке конституционности положений ст. 20 и 21 Федерального закона «О со­держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Статья 20 Закона определяет, что переписка подозрева­емых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и повергается цензуре. Цензура осуществля­ется администрацией места содержания под стражей, а в случае необ­ходимости — лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело. Статья 21 указывает, что предложения, заявления и жа­лобы, адресованные в другие органы государственной власти, общест­венные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по при­надлежности не позднее трех дней с момента их подачи. КС РФ пришел к выводу, что оспоренные нормы в системе действующего правового регулирования, включая соответствующие положения УПК и Закона об адвокатуре, должны пониматься как не допускающие цензуры пере­писки между адвокатом и его доверителем. Право на помощь адвоката относится к основным правам и свободам человека и гражданина.

Это право — одно из необходимых условий справедливого правосудия. А га­рантии конфиденциальности отношений адвоката с клиентом являются необходимой составляющей права на получение квалифицированной юридической помощи. Государство обязано создать такие условия, при которых обвиняемый или подозреваемый в совершении преступле­ния может свободно сообщать адвокату сведения, которые не сообщил бы другим лицам. Без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия и, соответственно, не может быть эффективной юридиче­ской помощи. Заключение под стражу наиболее строгая мера пресе­чения, максимально ограничивающая права, свободы и личную непри­косновенность человека. Поэтому гарантии оказания ему юридической помощи при таких обстоятельствах приобретают особое значение. Одна из таких гарантий — возможность непосредственного общения со своим адвокатом как в устной, так и в письменной форме. Таким образом, цен­зура переписки гражданина, содержащегося под стражей, со своим адво­катом, может устанавливаться законом лишь как исключение из правил, а не в качестве общего правила осуществления такой переписки. Право на конфиденциальную переписку адвоката со своим доверителем может быть ограничено только в исключительных случаях — когда у админи­страции следственного изолятора есть разумное основание полагать, что такая переписка содержит недозволенные вложения, ставит под угрозу безопасность следственного изолятора или по каким-либо иным при­чинам носит криминальный характер. Но даже в этом случае вскрытие писем адвокату допустимо только в присутствии самого заключенного и с обязательным принятием администрацией следственного изолятора мотивированного решения об осуществлении контроля за перепиской.

КС РФ своим Определением от 19.01.2005 № 10-О рассмотрел во­прос о доступе к банковской тайне и относящейся к частной жизни физических лиц информации об их вкладах. Сведения о вкладах и сче­тах граждан в банках представляют собой информацию персонального характера, законодатель установил специальный правовой режим бан­ковской тайны: в соответствии с п. 1 ст. 857 ГК банки гарантируют тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществ­ляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима, если эта информация имеет непосредст­венное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела; вы­емка документов не должна приводить к получению сводной информа­ции о всех клиентах банка; вынося постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки или обыска в целях изъятия документов о вкладах и счетах в банке или иной кредитной организации, следователь не вправе запрашивать информацию о счетах и вкладах, если такая информация не связана с необходимостью установления обстоя­тельств, значимых для расследования по конкретному уголовному делу, а кредитные организации, в свою очередь, не обязаны в этих случаях передавать органам следствия соответствующую информацию. Таким образом,КонституцияРФ гарантирует каждому право на неприкосно­венность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23) и за­прещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24). Как отметил КС РФ в Постановлении от 14.05.2003 № 8-П, следует неуклонно соблюдать право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанав­ливаются законом, и соответствующая обязанность государства — обес­печивать это право, а также обязанность банков, иных кредитных орга­низаций — хранить банковскую тайну. Банковская тайна, включающая тайну банковского счета и банковского вклада, сведений об операциях по счету и о клиентах кредитной организации, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нару­шить права клиента. Будучи по своей природе и назначению публично-частным правовым институтом, она служит как обеспечению условий для эффективного функционирования банковской системы и граждан­ского оборота, основанного на свободе его участников, так и гаранти­рованию основных прав граждан и защищаемых Конституцией РФ интересов физических и юридических лиц. Отступления от банковской тайны — в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ — могут допускаться толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь на основе федерального закона, каковым, в частности, является УПК, предусматривающий возможность выемки в ходе производства по уголовному делу предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях. В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в связи с нарушением банковской тайны УПК устанавливает в п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 4 ст. 183, что соответствующие действия осуществляются органами расследования лишь на основании судебного решения с соблюдением предписаний ст. 165 УПК (за исключением случаев, предусмотренных в ее ч. 5). Отсутствие в ст. 182 УПК прямого указания на необходимость вынесения судебного решения о производстве обыска в целях изъятия (выемки) предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, не означает, что ею устанавливается иной порядок, нежели предусмотренный п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК. Таким образом, нет оснований утверждать, что ч. 2 и 4 ст. 182 УПК нарушают гарантируемые Конституцией РФ, в том числе ее ст. 23 (ч. 1), 24 (ч. 1) и 46 (ч. 1), права как банков и иных кредитных организаций, так и граждан, являющихся их клиентами.

КС РФ неоднократно обращался к проверке законности проведения оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в рамках опе­ративно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными органами, о персональных данных, о праве на информацию о правомер­ности сбора данных о гражданах Российской Федерации. Определение КС РФ от 14.07.1998 № 86-ФЗ было принято к рассмотрению и выне­сено решение, по поводу которого есть также особые мнения трех судей. В Федеральном законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-ро­зыскной деятельности» закреплено, что основанием проведения опера­тивно-розыскных мероприятий, которые ограничивают права человека на тайну переписки, телефонных переговоров, сообщений, является су­дебное решение при наличии информации о признаках преступление готовящегося, совершаемого или совершенного. Возникает проблема обеспечения доступа к персональным данным лицам, чьи интересы затронуты, отказ в доступе к получению материалов обычно обосновы­вается государственной тайной. Запрет на получение информации ее субъектом будет грубо нарушать право человека на неприкосновенность частной жизни и противоречить международным стандартам. Закон со­держит еще одну спорную норму — в ст. 6 установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий должно основываться на ведом­ственных актах и соглашениях между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В Конституции РФ закреплено, что нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы че­ловека и гражданина, должны устанавливаться только на федеральном уровне. Ограничения прав оперативно-розыскными органами могут быть оправданы и допустимы, если они установлены в целях защиты не от любого правонарушения, а лишь от наиболее опасных, и в случае, если другим путем достичь поставленной цели невозможно. Неопре­деленность оснований и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий по Закону практически создает условия для произвола власти, а фактическая отмена в сфере оперативно-розыскной деятель­ности права граждан на ознакомление с материалами, затрагивающими его права и свободы, противоречит Конституции РФ, в частности ст. 24 и 55. КС РФ рассматривал вопросы конституционности положений об отдельных правоохранительных органах, например, проверил кон­ституционность п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (Постановление от 18.02.2000 № 3-П). В силу конституционных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права сво­бодно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и мате­риалами, непосредственно затрагивающими права и свободы граждани­на, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасно­сти государства. Исходя из этого, на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции РФ о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации. Конституция РФ пред­усматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных Ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов.

По существу такие же правовые позиции были выражены в ряде ра­нее принятых КС РФ постановлений. В Постановлениях от 25.04.1995 № 3-П и от 16.03.1998 № 9-П КС РФ пришел к выводу о недопустимости формулирования законодателем таких положений, которые в силу сво­ей неопределенности и при отсутствии законных пределов усмотрения правоприменителя могут применяться произвольно. В Постановлениях от 27.03.1996 № 8-П, от 13.06.1996 № 14-П и от 15.01.1998 № 2-П КС РФ указал, что законодатель, определяя средства и способы защиты госу­дарственных интересов, должен использовать лишь те из них, которые для конкретной правоприменительной ситуации исключают возмож­ность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и граждани­на; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно исполь­зовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и сво­бод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной только рациональной организации деятельно­сти органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. В Постановлении от 23.11.1999 № 16-П КС РФ подчеркнул недопустимость искажения в ходе правового регулирования самого су­щества конституционного права или свободы.

Приведенные правовые позиции в полной мере применимы к опре­делению допустимых ограничений прав, закрепленных в ст. 23, 24 и 29 Конституции РФ, нормы которых обосновывают и обеспечивают возможность для гражданина требовать предоставления ему собира­емых органами государственной власти и их должностными лицами сведений, непосредственно затрагивающих его права и свободы, и тем более касающихся его частной жизни, чести и достоинства. Основания для таких ограничений могут устанавливаться законом только в каче­стве исключения из общего дозволения (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ) и должны быть связаны именно с содержанием информации, поскольку иначе они не были бы адекватны конституционно признаваемым целям. Этот вывод дополнительно подтверждается тем, что согласно ст. 56 (ч. 3) Конституции РФ поводом к ограничению прав, закрепленных в ст. 23 (ч. 1) и 24, не может служить и введение чрезвычайного поло­жения. Конституция РФ не предполагает, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы, как и корреспондирующая этому праву обязанность органов государ­ственной власти и их должностных лиц предоставлять гражданину соответствующие сведения, могут быть полностью исключены, напро­тив, при всех условиях должны соблюдаться установленные пределы ограничения данного права, обусловленные содержанием информации, что не учтено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Фе­дерации».

Просмотры сегодня: 2 796

Дальше вы можете узнать

Защита конституционного права граждан на замену военной службы
Защита конституционного права граждан на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу. Особенности рассмотрения дел по защите прав призывников
Защита конституционного права граждан на свободу собраний
Защита конституционного права граждан на свободу собраний. Порядок обжалования отказа или воспрепятствования в проведении публичного мероприятия
Защита конституционного права граждан на свободу передвижения
Защита конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

поиск

Недавние Посты

  • обжалование действий правоохранительных органов и должностных лиц

    Обжалование действий, бездействий должностных лиц и органов осуществляющих предварительное следствие, а также решений суда

    Одним из проявлений принципа равноправия и сост...
  • Заявление ходатайств до суда

    Заявление ходатайств до суда

    Под ходатайством необходимо понимать официальну...
  • участие адвоката в следственных действиях

    Участие адвоката в следственных действиях

    Основным способом получения (процессуальный тер...

Главные темы

Государственная власть Присяжные заседатели адвокат административное право арбитраж досудебная стадия уголовного процесса конституция кредиты необходимая оборона обжалование действий общая часть УП обязательные работы особенная часть УП поправки конституции предварительное расследование преступление суд уголовная ответственность уголовно-исполнительное право уголовно-процессуальное право уголовное дело уголовное наказание уголовное право уголовный процесс юридическая помощь

Читайте новые материалы

Подписавшись на наши новости, вы всегда будете в курсе изменений законодательства.

Никакого спама!

  • О проекте
  • Все публикации
  • Автору
  • МЫ В СОЦСЕТЯХ

© 2005-2020. Все права защищены.

ВВЕРХ