Защита конституционного права граждан на замену военной службы

Защита конституционного права граждан на замену военной службы на альтернативную гражданскую

Статья 59 Конституции РФ провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, не отождествляя при этом обязанность по защите отечества с обязанностью проходить военную службу. Порядок прохождения военной службы Конституцией РФ прямо не регламентируется и определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Воинская обязанность граждан Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 1 этого Закона предусматривает призыв на военную службу. Призыв граждан на военную службу, исходя из содержания и смысла Закона и правоприменительной практики, представляет собой прину­дительное (т.е. не зависящее от воли призываемого гражданина) на­правление граждан на военную службу.

В соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства». Таким образом, «вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными» (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П).

Следовательно, огра­ничения прав человека федеральным законом должны быть признаны недопустимыми, если не способствуют выполнению поставленных за­конодателем задач, или не имеют разумного основания, не могут быть оправданы конституционно значимыми целями, допускающими сораз­мерное ограничение прав и свобод (Постановление КС РФ от 27.06.2000 № 11-П), или не являются необходимыми и строго обусловленными конституционно одобряемыми целями, адекватными социально необ­ходимому результату (Постановление КС РФ от 13.06.1996 № 14-П).

Ограничивающий права и свободы человека правовой институт при­зыва не является необходимым и строго обусловленным конституцион­но одобряемым целям. Те же цели могут быть достигнуты иными пра­вовыми средствами. Таким образом, нет необходимости в сохранении ограничивающего права и свободы человека института призыва, призыв не способствует выполнению поставленных Конституцией задач, огра­ничения прав человека неадекватны задачам и чрезмерны. Конституци­онность института призыва может быть оспорена в КС РФ.

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противо­речит несение военной службы, имеют в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Перечень оснований замены — убеждения и вероисповеда­ние — Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

Порядок направления на альтернативную гражданскую службу определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об аль­тернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подза­конными актами. Таким образом, три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской: призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы; призыв­ники, вероисповеданию которых противоречит несение военной служ­бы; призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Особенности рассмотрения дел по защите прав призывников

Реализация права на замену военной службы альтернативной гра­жданской сопряжено с доказыванием оснований наличия у гражданина права на замену. Призывник должен лично подать в военный комис­сариат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. В течение одного месяца со дня истечения срока подачи заявления гражданин вызывается на заседание призывной комиссии для рассмотрения заявления. Заявление рассма­тривается в присутствии гражданина) его подавшего. Основываясь на выступлении призывника, иных лиц, анализе представленных при­зывником документов и иных материалов, призывная комиссия выно­сит заключение о замене гражданину военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Основаниями отказа закон называет:

  • нарушение срока или порядка подачи заявления;
  • несоответствие харак­теризующих документов и иных данных доводам гражданина о наличия у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы;
  • указание в заявлении и прилагаемых к нему документах заведомо лож­ных сведений;
  • двукратная неявка на заседание призывной комиссии без уважительных причин;
  • уклонение от прохождения альтернативной службы в прошлом.

Гражданину, в отношении которого вынесено заключение о заме­не военной службы альтернативной гражданской, вручается повестка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении на альтернативную службу. Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государст­венной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло свое отражение в п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжа­лования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятст­вует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования решений призывной ко­миссии в вышестоящую призывную комиссию — призывную комиссию субъекта РФ — производится в порядке, предусмотренном Федераль­ным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обраще­ний граждан Российской Федерации». В жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа, в который гражданин направляет письмен­ное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего долж­ностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество заявителя. В случае несообщения фами­лии гражданина ответ на жалобу не дается;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не дается;
  • суть жалобы, личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе-обращению документы и материалы либо их копии. Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государствен­ной пошлиной не оплачивается.

Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или соверше­ния обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие). В трехдневный срок со дня поступления в призывную ко­миссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы согласно ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федера­ции» — 30 дней. Однако п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращен­ный срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жа­лоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ.

Статья 254 ГПК позволяет оспорить в суде решение, действие (без­действие) не только органа государственной власти и органа местного самоуправления, но и должностного лица, государственного или му­ниципального служащего.

Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

  • решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва — медицинском освидетельствовании:
    • заключение врача-специалиста;
    • заключение врача, руководящего работой по медицин­скому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва — заседании призывной комиссии:
    • решения призывной комис­сии;
    • действия, направленные на реализацию решения призывной ко­миссии (третий этап призыва);
    • иные связанные с призывом действия и решения органов (долж­ностных лиц).

Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения реше­ния по жалобе призывной комиссией субъекта РФ. Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), вы­полнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, при­остановлено не будет. Для того чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путем запрещения призывной комиссии принимать в отношении при­зывника какие-либо решения.

Практика показывает, что с момента подачи заявления об оспари­вании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит много времени: от несколь­ких месяцев до нескольких лет. Подачей в суд заявления об оспарива­нии решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о приня­тии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приеме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление пода­валось по почте). Предъявление этих документов военному комиссару является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для от­правки к месту прохождения военной службы. Военный комиссар или председатель призывной комиссии обязаны приостановить выполнение решения о призыве в этом случае. Выполнение ре­шения, а также вытекающие отсюда действия военного комиссара (на­пример, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *