Участники конституционного судопроизводства — стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Согласно ст. 52 Федерального закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» участниками процесса в Конституционном суде РФ (далее по тексту КС) являются:
- заявители — органы или лица, направившие в КС РФ обращение;
- органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
- государственные органы, компетенция которых оспаривается;
- также участниками процесса являются свидетели, эксперты, переводчики.
Наряду с представителями сторон по должности, которые указаны выше, в КС РФ вправе выступать руководитель органа, подписавший обращение в КС РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (сенатор) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.
Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.
Права и обязанности участников конституционного судопроизводства
Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
В КС РФ имеются постоянные представители Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ. Представители судов общей или арбитражной юрисдикции, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ своих постоянных представителей в КС РФ не имеют и назначают их при рассмотрении дел по своим запросам.
В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента РФ в КС РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 31.12.1996 № 1791, полномочный представитель вправе:
- запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в КС РФ заключения, материалы и информацию от самостоятельных подразделений Администрации Президента, Аппарата Правительства, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ и получать ответ в срок не позднее 15 дней с момента своего обращения;
- взаимодействовать с самостоятельными подразделениями Администрации Президента, Аппаратами Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральной прокуратурой, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями;
- создавать экспертные и рабочие группы по отдельным направлениям своей деятельности, а также привлекать ученых и специалистов, в том числе на договорной основе, для содействия в осуществлении своих функций;
- пользоваться информационными банками данных Администрации Президента, Аппарата Правительства, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Аналогичные функции и права имеют полномочные представители Государственной Думы и Правительства, действующие соответственно на основании Положения о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания РФ в Конституционном Суде РФ (утв. постановлением Государственной Думы от 13.02.2004 № 86-1У ГД) и постановления Правительства от 26.07.2001 № 555 «О полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации». В соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утв. постановлением Совета Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ, полномочный представитель Совета Федерации в КС РФ назначается Председателем Совета Федерации.
Равенство процессуальных прав сторон проявляется в том, что при поступлении обращения одной стороны (заявителя) оно должно направляться для ознакомления и представления отзыва другой стороне. Отзыв, в свою очередь, подлежит направлению заявителю. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны. Права сторон предоставляются им без каких-либо исключений.
Отвод судье КС РФ на основании ч. 3 ст. 53 Закона может быть заявлен стороной при наличии предусмотренных законом обстоятельств. Заявитель имеет права, установленные ст. 53 Закона для стороны в процессе, только если его обращение было принято к рассмотрению. Если КС РФ принял определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, то заявитель указанных прав не имеет.
КС РФ решает исключительно вопросы права. КС РФ в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям КС РФ.
Порядок исследования вопросов в судебных заседаниях Конституционного Суда РФ
Порядок исследования вопросов в судебном заседании КС РФ закреплен ст. 60 Закона. Исследование по существу рассматриваемого в заседании КС РФ дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями КС РФ.
По окончании выступления судьи-докладчика КС РФ заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
Установленный решением КС РФ порядок может быть изменен только самим Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей КС РФ по порядку исследования вопросов рассматриваются Судом безотлагательно.
Если в судебном заседании отсутствует заявитель и его представитель, судья-докладчик излагает также указанную в обращении позицию заявителя. Если назначен не один судья-докладчик, то сообщение делает один из них, другой дополняет его. Вопросы других судей КС РФ могут быть заданы всем судьям-докладчикам.
Заслушав судей-докладчиков, председательствующий от имени КС РФ предлагает порядок исследования вопросов. Обычно это традиционный порядок, начинающийся с выступления стороны-заявителя. Однако КС РФ может установить и иной порядок исследования доказательств.