1-ая статья Основного Закона фиксирует основные принципы построения полит-правовой конструкции государства Российская Федерация. Здесь закрепляются главные признаки государственного устройства нашей страны, которые являются сущностными характеристиками политического строя. Исследуем перечисленные характеристики подробнее.
Демократическое государство
Демократия (от гр. demos — народ, kratos — власть) — буквально необходимо переводить термин как «власть народа» — из обширного смыслового значения такой формулировки мировая политическая практика использует ту его сторону, что публичная власть избирается всенародным голосованием на выборах.
Избираемая власть в таком государстве характеризуется сменяемостью и соответствием своей программы велению народных масс страны. Не подразумевается что власть непосредственно осуществляется самим народом, а имеется в виду, что политическое управление в руках представителей выдвигаемых и избираемых народом лиц.
В Российской Федерации избираются путем голосования Президент России, нижняя палата Федерального Собрания РФ — Государственная Дума, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, большинство органов местного самоуправления. Выборы осуществляются открытого прямого голосования периодически. Применяется как мажоритарная так и пропорциональная избирательные системы.
С формальной точки зрения Российская Федерация вполне может считаться демократическим государством. Но прямое открытое голосование не является какой-либо новеллой для конституционного устройства нашей страны, напомним, что выборы в СССР проходили по тем же демократическим принципам, однако выборность власти присутствует так же и когда в претендентах всего один кандидат. По тому формулировка «демократические выборы» еще ничего не говорит об уровне демократии в государстве. Многие исследователи права, вовсе считают демократию правовой фикцией, лишенной внутреннего фактического содержания, а являющейся декларацией принадлежности к правовым канонам мирового сообщества.
Так, в недалеком прошлом, в нашем государстве произошел законодательный отказ от избрания губернаторов — глав субъектов Российской Федерации, замененный на их назначение исполнительной властью, что по своему политическому и правовому смыслу напрямую противоречит основам Конституции, именно демократическому принципу избираемости власти.
Одновременно с тем, демократический политический режим характеризуется свободной печатью, запретом цензуры, приоритетом прав человека. Однако, как уже говорилось, о избираемости власти, в формально-правовых конструкциях Конституции отнюдь не всегда содержится практический смысл и фактические возможности человека в государстве. Здесь, для более глубокого понимания правовых явлений и действительности, уже можно ввести категорию основного противоречия правового либерального государства :
«все права и свободы у вас есть, но только если у вас есть финансовые возможности».
Так Основной Закон, ровняя права и возможности всех граждан, забывает также указать на их непреодолимое неравенство в тех же правах.
Федеративное государство
По признаку территориального устройства все государства делятся на федеративные и унитарные. Федеративные (от лат. foederatio — союз, объединение) то есть такие, в состав которых несколько субъектов федерации, наделенных определенным правовым статусом, в зависимости от их статуса, который выражает уровень независимости от централизованной власти, могут быть республиками, областями, краями или областями. Унитарные (от лат. unitas — единство) такие, состав которых един и не делится на множество субъектов, а вся власть исходит из единого центра, его административно-территориальные единицы напрямую подчиняются государственной власти в лице ее органов управления. Нетрудно догадаться, что этот принцип устройства, непосредственно связан с размерами территории того или иного государства, и тем странам, территории которых значительны в своих размерах, для эффективного управления наиболее подходит федеративный тип, таковыми и формируются. Малые же в своих территориях, не требуют такого деления и могут управляться непосредственно из самого центра, становятся унитарными.
Принцип территориально-административного устройства государства наименее всего спорный и подвергается критики со стороны правовой мысли. Так как не отражается непосредственно на правах и свободах граждан, а имеет значения именно для самой власти и ее функционирования на определенной территории.
Правовое государство
Принцип, который вызывает больше всего споров и противоречий среди ученых и обывателей, так это — «Правовое государство». Такая характеристика России не устраивает многих ученых по тому основанию что под правовым в теории права понимают, такое государство, где права и свободы человека, являются не фиктивным постулатом, а действительно защищаются на всех уровнях власти и являются приоритетом для государства. По сложившейся традиции в пример приводят так называемые «развитые демократии» европейских либеральных государств, например Швеции, Франции, Германии. Выделяя их особое отношения к правам граждан, когда права и свободы человека, поставленные в приоритет, ограничивают возможности государственной власти, а не наоборот. Здесь государство, как и в теории, становится служителем народа, которое лишь обеспечивает этот режим главенства прав человека над государственной политической властью. В доказательство свое взгляда на определение правового государства, авторы приводят сложившийся уровень социального обеспечения граждан таких государств, с их пособиями по безработице, уровнем заработной платы и пенсий. Не замечая при том, что в их концепции происходит смешение понятий правовое и социальное государство. Так общественный строй, сложившийся например в Швеции, подчеркивая его особенности положения граждан, называют «шведским социализмом», что и выражает его отличие от других государств, со схожим общественно политическим строем.
Вся проблема и заключается именно в том, что экономический достаток сущностно определяет правовое положение. Так экономический достаток, пусть минимальный его размер ( известно, что пособие по безработице в таких развитых странах, как например Германия или Швеция сопоставим, а то и превышает среднюю заработную плату в нашей стране) открывает для конкретного индивида возможность реализации множества прав и свобод, до того как они были пустыми словами в законах, так напирмер свободу передвижения или доступа к образованию, или попросту свободу выбора профессии или рода деятельности. Конечно, есть и обратная сторона такого благополучия, если есть фактическая свобода выбора деятельности ( при обеспечивающем твою жизнь, пособии по безработице), то есть и выбор в пользу бездействия, или паразитирующий образ жизни.
В таких странах, государство и занимается тем, что перераспределяет доходы, и выбирая сверхприбыли у богатых по средствам налогового обложения, перенаправляет их на обеспечение жизни простого населения. В том и находит свое предназначение и сохраняет компромисс между антаганистичными классами, предотвращая свое свержение и обеспечивая себе скромное положение хранителя социального спокойствия и общественного компромисса.
Таким образом, под правовым, следует понимать именно то государство, в котором закреплены либеральные ценности капиталистического строя, а именно его основа и сущность — право частной собственности, правовая категория, вокруг которой строится и пляшет все другое право, в том числе и гордо звучащие, «неотчуждаемые и естественные» права и свободы человека и гражданина.
Обывателю же просто, что называется, режет слух, это словосочетание «правовое государство», когда он видит в действительности, как власть, что уж говорить, ставит его права человека выше своего права вершить власть над ним, просто изничтожает любые возможности для осуществления гражданином каких либо прав или свобод, возведенных в приоритет в Конституции, если тот не имеет денег. Как чиновники на любых уровнях чтят и повинуются только одному законному праву — праву быть финансово обеспеченными, иметь деньги и имущество — повинуется и служит именно праву частной собственности, и конечно не чьей то там, а только своей.
С этих позиций наше государство в полной мере и по праву, с уверенностью можно называть правовым.
Республиканская форма правления
Республика (от лат. res — вещь, publica — общее) — это форма правления, в которой власть в государстве принадлежит выборному органу государства. Противостоит в понятии республики форма правления в виде монархии, когда власть сосредоточена в руках единоличного лидера — монарха ( король, царь, император и как бы он не назывался). Характерными чертами республики являются наличие в государстве парламента, что выражает участие представителей народа в осуществлении власти и выборность самой этой власти. Напомним, что парламент Российской Федерации состоит из двух (верхней и нижней) палат, где нижней палатой является Государственная Дума, а верхней Совет Федерации, вместе они образуют Федеральное Собрание.
В настоящее время, намечены столь серьезные изменения Конституции, что под сомнением остается даже сам состав Федерального собрания. Ведь еще недолго и в нашем государстве свое место займет новый орган власти — Государственный Совет. Про роль и полномочия которого пока совсем мало что можно сказать.
Или, на европейский манер — Парламент (термин который отсутствует в Конституции, однако распространен в речи). Дума является представительным органом законодательной власти и выражает непосредственное участие народа в осуществлении власти. Выборность депутатов и главы государства в лице Президента является признаком наличия республиканской формы правления в нашей стране.
Касаемо равнозначности наименований Российская Федерация и Россия, данная норма постулирует историческую преемственность. Наименование государства, которое наша страна получила в 1918 г., и России — государства, возникшего на части ее территории в IX в. нашей эры.
Но иногда между ними проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" — возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделает права от свобод. Нередко термином "свобода" обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже "право". При этом "право" может самой Конституцией РФ быть включено в состав "свободы". Так, статьей 28 не только установлена "свобода совести, свобода вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.