
21 февраля 2022 года на внеочередном заседании Совета Безопасности Российской Федерации обсуждалось признание Донбасса. Обсуждение вопроса о признании независимости Донецкой и Луганской народных республик было вызвано обращением к правительству России их лидеров Денисом Пушилином и Леонидом Пасечником с официальной просьбой о признании независимости ДНР и ЛНР. В последние дни ситуация на востоке Украины обострялась и главы, тогда еще непризнанных республик, 18-19 февраля провели эвакуацию мирного населения, позже объявили мобилизацию мужчин 1995-2004 годов рождения, ввиду угрозы вторжения украинских войск.
Несколькими днями ранее, Госдума направила обращение к президенту с аналогичной просьбой признания республик. Выступавшие на Совете Безопасности высокопоставленные должностные лица, среди которых министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, премьер-министр Михаил Мишустин, замглавы Совбеза Дмитрий Медведев, консолидировались во мнении о необходимости признания ДНР и ЛНР. В этот же день Владимир Путин подписал соответствующий указ.
Международное положение признанных республик
Заметим, что международное признание Донецкая и Луганская республики не получали. Так как их независимость признавала до того лишь Южная Осетия и Абхазия, которые сами не имели статуса суверенных государств для международных отношений (также не были признаны). Однако, согласно нормам и принципам международного права правосубъектность для государства наступает с момента когда хотя бы одно из полноправных и суверенных государств признает его независимость. Такой страной для ДНР и ЛНР выступила Российская Федерация.
Теперь, когда республики Донбасса являются, по всем правилам и нормам, субъектами международных отношений, они вольны и вправе заключать с другими государствами международные договора. Первыми такими договорами стали соглашения с Россией о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Уже известно, что в силу этих юридических актов, принято решение о вводе российских войск на территории ДНР и ЛНР с целью обеспечения безопасности, территориальной целостности республик и поддержания мира. Российские войска будут присутствовать на линии разграничения как сдерживающий фактор. Усиление армии Украины западными партнерами в недавнем прошлом достоверно известный факт, теперь будет нейтрализовано российскими вооруженными силами.
Реакция международного сообщества на признание ДНР и ЛНР
Здесь сразу нужно отметить, что говоря «международное сообщество», мы имеем в виду Запад. В первую же очередь США, его Северо-Атлантический блок НАТО и рвущуюся туда же Украину. Реакция Украины была более чем предсказуема, и наверно, даже не вызывала сомнений. Выражается приблизительно в следующей формулировке : «Это нарушение суверенитета, мы своего ничего не отдадим» заявлял комик, и по случаю, украинский президент. «Это вопиющее нарушение норм международного права», как под копирку, звенели высказывания из Евросоюза. США и Англия грозят новыми и неслыханными санкциями.
Санкции против госдолга, против 351 депутата Госдумы и всех кто был причастен к принятию решения о признании, запрет российским банкам покупать доллары и много всякой всячины. Что же с нашей стороны, опрос населения южных регионов показал, что народ готов к размещению беженцев с Донбасса. К санкциям мы уже привыкли, да и не замечаем их вовсе, если честно. То что санкции будут так и так тоже уже понятно. К тому же это решение назревало давно и было принято не «сверху», а вопрошалось из широких слоев населения в разных источниках. Скорее даже было не понятно, сколько еще и чего можно ждать. Вот, наконец, свершилось.
Суверенитет и принципы международного права
Как мы отметили выше, Зеленский ругался на нарушение суверенитета Украины признанием независимости Донецкой и Луганской республик Российской Федерацией. Добавим здесь, что Украина обратилась в ООН с просьбой созвать Совет Безопасности по причине признания республик и нарушение ее территориальной целостности, как одного из суверенных прав государства.
Уместно сделать ремарку, напомнив, что Организация Объединенных Наций, созданная после 2-ой мировой войны, являлась тем межнациональным органом власти, призванным блюсти мир и правопорядок в международных отношениях. Основополагающим правовым актом ООН является Устав организации. Последний в совокупности с рядом международных договоров (декларации, хартии), множество из которых Россией, а до нее Советским Союзом, были ратифицированы и до сих пор чтятся за источники права.
Проблема в том, что после распада СССР, баланс сил и равновесие в мире пошатнулись. Соединенные Штаты более не имея достойного противовеса в лице Советского Союза, не считались с международным правом вовсе. Для бомбежек Югославии, возглавившей тогда блок государств отказывающихся вступать в северо-атлантический альянс (НАТО), США не утруждали себя получением на то санкции Совета Безопасности ООН. Для захвата нефтяных месторождений в Ираке, было достаточно, как выяснилось позднее ложных, сведений о разработке химического оружия.
Являлся ли когда-то суверенитет ценностью для западных «партнеров» вопрос открытый. С уверенностью можно констатировать лишь то, что с момента когда западная экономика захватила мировое господство, суверенитет и независимость превратились в преодолимые формальности. Справедливости ради, следует отметить, что международное право никогда не являлось для американских оппонентов авторитетом. Так суды на территории США не признают за источники права решения международных судов. Из соглашений, достигнутых с Россией, новые лидеры американского народа с легкостью выходили в одностороннем порядке. В такой ситуации складывалось впечатление будто только Россия готова беспрекословно выполнять взятые на себя международные обязательства и договоры.
Наша страна и фактом признания Донецкой и Луганской республики ничем не нарушила международного права, по прежнему оставаясь на позиции необходимости верховенства права в международных отношениях. Глава Министерства иностранных дел С. Лавров заметил: в соответствии с нормами международных договоров, а именно Декларации о принципах международного права от 24.10.1970, Украина не может ссылаться на нарушение своего суверенитета, так как с 2014 года правительство этой страны не представляет весь народ, проживающий на ее территории. Имеется в виду принцип равноправия и самоопределения народов, в соответствии с которым любое государство обязано признавать волю народа (части населения), его право развиваться отдельно и самостоятельно. Данный принцип нарушается ведением боевых действий на востоке страны. Подтверждением того факта, что украинская власть не представляет весь народ, являются примеры самоопределения и выхода из состава Крыма и Донбасса, жестокое подавление митингов в Одессе. Как вообще вновь в центре Европы поднимает голову националистическая чума? Но то в интересах экономического гегемона за океаном, а значит то нужно. Какого суверенитета вообще вопрошает Украина, когда известно на чьи деньги была поставлена эта власть и в чьих интересах гибнут русские с обеих сторон.
Для международного права признание Донбаса — подпись под своей несостоятельностью, потому что международное, есть антироссийское право.
Очень умно со стороны Лаврова ссылаться на Декларацию о принципах международного права, заявляя что Украина «не представляет весь народ». В то время как рф нарушила 10/10 принципов МП утвержденных этой Конвенцией. Стоит ли напоминать вам как россия придерживалась принципа равноправия и самоопределения народов в Чечне?)
Автор статьи очевидно ничего не смыслит в международном праве, а его голова забита ватой.
Международного права давно уже нет, после второй мировой, США регулярно вытирает об его принципы ноги, подбираясь к нашему порогу. Говорить о его принципах, которых давно нет, Лавров стал, из дипломатических соображений.
Никогда не было на окраине страны (ну ладно пусть у…краины, смысл не меняется) государства. Существующее территории и то, что было из промышленного потенциала, все создал и оставил СССР. Стоит ли напоминать небезызвестные слова атамана : «я тебя породил…»