Круг лиц, кто может обратиться с жалобой в европейский суд определен в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 34 Конвенции говорит о том, что
с жалобой может обратиться любое физическое лицо, неправительственная организация или группа частных лиц, которые считают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных Конвенцией или Протоколами к ней
С жалобой от имени перечисленных лиц может обратиться представитель (в том числе адвокат), полномочия которого оформлены в соответствии с требованиями национального законодательства. Круг лиц уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский Суд таким образом исчерпывается гражданами, чьи права нарушены и их представителями.
Заявителю необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или гражданином государства, на которое он подает жалобу. Главное требование к заявителю — он должен являться жертвой нарушения права со стороны официальных властных органов государства — участника Конвенции.
С жалобой в Суд на любое предполагаемое нарушение положений Конвенции и Протоколов может обратиться государство — ее участник (ст. 33).
Понятие жертвы для Европейского суда по правам человека
Понятие жертвы является ключевым в практике Европейского Суда при решении вопроса, имело ли место нарушение прав и является ли жалоба приемлемой для рассмотрения Судом.
Жертва — это лицо, чьи права, гарантированные Конвенцией, нарушены государством — участником Конвенции.
Чаще всего Европейскому Суду приходится иметь дело с прямыми (непосредственными) жертвами — обращающееся с жалобой лицо само непосредственно уже стало жертвой нарушения его права. Но в практике Суда существуют и другие понятия жертвы. Лицо может быть признано потенциальной жертвой в случае, если оно подвергается реальному риску применения к нему законодательства, противоречащего Конвенции, и его права, закрепленные в Конвенции, будут нарушены.
Косвенная жертва — Европейским Судом признано, что лицо может испытывать нарушение своих личных прав и из-за того, что нарушены права другого лица. Поэтому в определенных обстоятельствах лицо может подать жалобу о нарушении прав несмотря на то, что само непосредственно не понесло ущерба. Для этого необходимо, чтобы у обращающегося с жалобой лица была очень близкая связь (родственная или иная) с непосредственной жертвой. Наиболее распространенный пример — обращение родственников погибшего по вине государственных органов лица (непосредственная жертва мертва, а родственники испытывают нравственные страдания и несут материальные убытки).
Суд не принимает к рассмотрению так называемых абстрактных жалоб, т.е. жалоб, в которых просто излагается несоответствие национальной практики или законодательства положениям Конвенции, но не указано, при каких конкретных обстоятельствах и какие именно персональные права заявителя, закрепленные в Конвенции, были нарушены.
В ряде своих решений Европейский Суд признал, что недееспособные лица также имеют право на подачу жалобы.
По сведениям Секретариата Европейского Суда известно, что более 90% поступающих жалоб из-за несоблюдения необходимых условий признаются неприемлемыми.
Условия приемлемости жалобы
Статья 35 Конвенции определяет условия приемлемости жалобы. Суд принимает жалобу к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, в течение шести месяцев с даты вынесения национальными судебными органами окончательного решения по делу.
Применительно к законодательству РФ право на обращение в Суд возникает с момента вступления в силу судебного постановления (т.е. обращения в надзорную инстанцию не требуется).
Суд не принимает к рассмотрению жалобу, если она: является анонимной; является по существу аналогичной той жалобе, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.
Жалоба подается против государства — участника Конвенции, которое виновно в нарушении или необеспечении прав и свобод человека.
Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов, явно необоснованной или посчитает ее злоупотреблением правом подачи жалоб. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.
Для признания жалобы приемлемой необходимо, чтобы на момент рассмотрения дела в Европейском Суде лицо все еще было жертвой, т.е. испытывало последствия нарушения его прав, чтобы его права не были надлежащим образом восстановлены и чтобы лицо не получило возмещения понесенных убытков и перенесенных страданий. Если нарушение Конвенции признано национальными властными органами и лицо получило надлежащее возмещение, оно не может рассматриваться как жертва.
Государство несет ответственность за нарушение прав человека, совершенных на его территории официальными органами и их представителями. Сложным является вопрос об ответственности государства за действия его органов, совершенные на территории другого государства. Практика Европейского Суда признает, что, если действия государственных органов, приведшие к нарушению прав человека, совершены на территории другого государства, первое государство должно нести ответственность за эти нарушения.
Адвокат, выступая в Европейском Суде, обязан представить доводы по трем основным позициям:
- по приемлемости жалобы;
- по существу излагаемого нарушения;
- по справедливой сумме (размеру) возмещения вреда.
Заявленные суммы возмещения причиненного морального вреда должны быть разумными, не завышенными, поскольку Суд сам принципиально оценивает нарушения прав граждан, гарантированных Конвенцией.