Забайкальский краевой суд

Забайкальский краевой суд


 

Руководство
Председатель суда Доровский Николай Григорьевич
Заместитель председателя суда Кузьмина Нина Владимировна
Заместитель председателя суда Намцараев Болот Намцараевич
Заместитель председателя суда Шишкина Нина Петровна
Контакты
Адрес 672002, г. Чита, ул. Амурская, 33а
Телефон (3022) 35-06-21
Сайт oblsud.cht.sudrf.ru/

История

 

До настоящего времени неизвестна точная дата образования ныне действующего Читинского областного суда. Документы об этом не выявлены ни в архиве областного суда, ни в архиве управления Министерства юстиции РФ по Читинской области, ни в Государственном архиве Читинской области (ГАЧО), ни в бывшем партийном архиве области, ныне являющемся составной частью ГАЧО.

В поиске документов мы исходили из даты последнего восстановления современной Читинской области. ЦИК СССР принял постановление «О разделении Восточно-Сибирского края на Иркутскую и Читинскую области» 26 сентября 1937 года. Областные органы власти стали формироваться в октябре. Как это происходило, можно проследить по документам фонда Читинского облисполкома в том же ГАЧО. Но ни областной суд, ни прокуратура области местным структурам власти не подчинялись, а, следовательно, в бумагах облисполкома о них сведений не было. В документах Читинского горисполкома за октябрь удалось лишь прочесть о выделении финансовых средств на ремонт подысканных для суда и прокуратуры помещений. Адрес их не назывался, но из текста можно было понять, что речь шла об одном здании, причем прокуратуре отдавался второй этаж, а суду — первый.

На запрос в архив Министерства юстиции РФ поступил ответ, что среди документов архивного фонда Министерства за 1937 год приказа об образовании Читинского областного суда не выявлено. В то же время этим архивом наш вопрос был переадресован в Государственный архив Российской Федерации. И вот оттуда в адрес управления Судебного департамента поступила небольшая по формату архивная справка со сведениями об образовании областного суда. На основании двух ссылок в финансовых документах нам сообщали, что он был образован в ноябре 1937 года. В частности, в объяснительной записке Читинского областного суда по годовой отчетности, датированной 5 марта 1939 года, говорится: «…Облсуд, организовавшись в ноябре 1937 г., по июнь месяц 1938 г. не имел утвержденных Правительством ставок и, согласовав вопрос в облфо, придерживался местных ставок…». (Основание: ф. А-353, оп. 14, д. 868, л.156). В сопроводительном письме к заключительному сальдовому балансу Читин-ского облсуда по состоянию на 1 января 1938 г., датированном мартом 1938 г. (число не указано), сообщается: «…В ст. 20 „разные расходы“ вошли расходы на оплату по художественному оформлению здания ко дню Октябрьских торжеств…». (Основание: ф. А-353, оп.14, д.848, л.152).

Несмотря на авторитетность Государственного архива Российской Федерации, все же следует усомниться в предложенной датировке образования областного суда. Тем более, что указанная датировка приводится по косвенным источникам. Это, во-первых. А во-вторых, Октябрьские праздники датируются седьмым и восьмым числами ноября. А ведь нужно было еще и приготовиться, чтобы приобрести материалы для художественного оформления, и кому-то выделить деньги на их приобретение, то есть должна быть уже бухгалтерия и т. д. и т. д. Следовательно, есть все основания предполагать, что областной суд существовал уже в октябре месяце.

Просматривая в архиве областного суда личные дела членов его первого состава, в графе о начале работы в облсуде у одного из судей — Щербатова Матвея Емельяновича — обнаружили запись, что сюда он был принят в октябре 1937 года.

В связи с тем, что Читинская и Иркутская области были образованы путем разделения бывшего Восточно-Сибирского края, а Иркутский областной суд образовался на базе Восточно-Сибирского област-ного суда, не обошли мы вниманием и архив Иркутского областного суда. Искомой записи о дате образовании Читинского обл-суда не оказалось и там. Тем не менее, в письме за подписью председателя Иркут-ского областного суда Валуева оказались приложенными довольно интересные ксерокопии документов из Книги приказов по Восточно-Сибирскому суду за 1936, 1937 годы. И среди них приказ № 186 от 13 октября 1937 года за подписью председателя В.-С. суда С. Касаткина: «В соответствии с постановлением ЦИК СССР о разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую, Восточно-Сибирский облсуд переименовывается в Иркутский областной суд». Приведены тут ксерокопии и других приказов, в тексте которых присутствует название Читинского областного суда. Ранний из них имеет № 193 и датируется 20 октября. Из текста его прослеживается, что в распоряжение Читинского областного суда откомандировывались члены областного суда Щербатов Матвей Емельянович и Мамонченко Е. Л.

Анализируя указанные даты, можно предположить, что современный Читинский областной суд мог возникнуть как самостоятельное учреждение 13 октября, но не ранее, и уже существовал к 20 октября.

 

Место в судебной системе

 

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*