Зашита конституционного права граждан на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу. Особенности рассмотрения дел по защите прав призывников

замена службы на гражданскую

Статья 59 Конституции РФ провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, не отождествляя при этом обязанность по защите отечества с обязанностью проходить военную службу. Порядок прохождения военной службы Конституцией РФ прямо не регламентируется и определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Воинская обязанность граждан Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 1 этого Закона предусматривает призыв на военную службу. Призыв граждан на военную службу, исходя из содержания и смысла Закона и правоприменительной практики, представляет собой прину­дительное (т.е. не зависящее от воли призываемого гражданина) на­правление граждан на военную службу.

В соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства». Таким образом, «вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными» (Постановление КС РФ от 24.10.2000 № 13-П). Следовательно, огра­ничения прав человека федеральным законом должны быть признаны недопустимыми, если не способствуют выполнению поставленных за­конодателем задач, или не имеют разумного основания, не могут быть оправданы конституционно значимыми целями, допускающими сораз­мерное ограничение прав и свобод (Постановление КС РФ от 27.06.2000 № 11-П), или не являются необходимыми и строго обусловленными конституционно одобряемыми целями, адекватными социально необ­ходимому результату (Постановление КС РФ от 13.06.1996 № 14-П).

Ограничивающий права и свободы человека правовой институт при­зыва не является необходимым и строго обусловленным конституцион­но одобряемым целям. Те же цели могут быть достигнуты иными пра­вовыми средствами. Таким образом, нет необходимости в сохранении ограничивающего права и свободы человека института призыва, призыв не способствует выполнению поставленных Конституцией задач, огра­ничения прав человека неадекватны задачам и чрезмерны. Конституци­онность института призыва может быть оспорена в КС РФ.

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противо­речит несение военной службы, имеют в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Перечень оснований замены — убеждения и вероисповеда­ние — Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

Порядок направления на альтернативную гражданскую службу определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об аль­тернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подза­конными актами. Таким образом, три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской: призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы; призыв­ники, вероисповеданию которых противоречит несение военной служ­бы; призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Реализация права на замену военной службы альтернативной гра­жданской сопряжено с доказыванием оснований наличия у гражданина права на замену. Призывник должен лично подать в военный комис­сариат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. В течение одного месяца со дня истечения срока подачи заявления гражданин вызывается на заседание призывной комиссии для рассмотрения заявления. Заявление рассма­тривается в присутствии гражданина) его подавшего. Основываясь на выступлении призывника, иных лиц, анализе представленных при­зывником документов и иных материалов, призывная комиссия выно­сит заключение о замене гражданину военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Основаниями отказа закон называет: нарушение срока или порядка подачи заявления; несоответствие харак­теризующих документов и иных данных доводам гражданина о наличия у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы; указание в заявлении и прилагаемых к нему документах заведомо лож­ных сведений; двукратная неявка на заседание призывной комиссии без уважительных причин; уклонение от прохождения альтернативной службы в прошлом.

Гражданину, в отношении которого вынесено заключение о заме­не военной службы альтернативной гражданской, вручается повестка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении на альтернативную службу. Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государст­венной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло свое отражение в п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжа­лования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятст­вует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования решений призывной ко­миссии в вышестоящую призывную комиссию — призывную комиссию субъекта РФ — производится в порядке, предусмотренном Федераль­ным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обраще­ний граждан Российской Федерации». В жалобе должны быть указаны:

наименование органа, в который гражданин направляет письмен­ное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего долж­ностного лица, либо должность соответствующего лица;

фамилия, имя, отчество заявителя. В случае несообщения фами­лии гражданина ответ на жалобу не дается;

почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не дается;

суть жалобы, личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе-обращению документы и материалы либо их копии. Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государствен­ной пошлиной не оплачивается.

Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или соверше­ния обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие). В трехдневный срок со дня поступления в призывную ко­миссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы согласно ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федера­ции» — 30 дней. Однако п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращен­ный срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жа­лоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ.

Статья 254 ГПК позволяет оспорить в суде решение, действие (без­действие) не только органа государственной .власти и органа местного самоуправления, но и должностного лица, государственного или му­ниципального служащего. Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва — медицинском освидетельствовании: а) заключение врача-специалиста; б) заключение врача, руководящего работой по медицин­скому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва — заседании призывной комиссии: решения призывной комис­сии; действия, направленные на реализацию решения призывной ко­миссии (третий этап призыва);

иные связанные с призывом действия и решения органов (долж­ностных лиц).

Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения реше­ния по жалобе призывной комиссией субъекта РФ. Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), вы­полнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, при­остановлено не будет. Для того чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путем запрещения призывной комиссии принимать в отношении при­зывника какие-либо решения.

Практика показывает, что с момента подачи заявления об оспари­вании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит много времени: от несколь­ких месяцев до нескольких лет. Подачей в суд заявления об оспарива­нии решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о приня­тии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приеме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление пода­валось по почте). Предъявление этих документов военному комиссару является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для от­правки к месту прохождения военной службы. Военный комиссар или председатель призывной комиссии обязаны приостановить выполнение решения о призыве в этом случае. Неприостановление выполнения ре­шения, а также вытекающие отсюда действия военного комиссара (на­пример, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*