Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939-1980 гг.).

Важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положе­ние об адвокатуре СССР, утвержденное постановлением СНК СССР от 16.08.1939 № 1219, вернувшее в оборот понятие «адвокат».

Согласно Положению в стране действовали областные, краевые и рес­публиканские коллегии адвокатов. Общее руководство адвокатурой осуществлял союзно-республиканский Народный комиссариат юсти­ции СССР, а непосредственно внутренними органами коллегии были: общее собрание членов коллегии и президиум коллегии. Существовал определенный ценз в виде образования, стажа работы по специаль­ности. Коллегии состояли из лиц с высшим и средним образованием; имевшие среднее образование могли быть приняты в адвокатуру лишь при наличии стажа практической работы в органах юстиции не менее года. На адвокатов возлагалась обязанность не только осуществлять защиту в суде, но и оказывать иную юридическую помощь гражданам, учреждениям, организациям и предприятиям.

Положение предусматривало дисциплинарную ответственность ад­вокатов в виде: замечания, выговора, строгого выговора, отстранения от работы адвоката на срок до шести месяцев, исключения из состава коллегии адвокатов.

Положение разрешило основные вопросы деятельности и организа­ции адвокатуры в соответствии с вновь принятой Конституцией и из­данными на ее основе правовыми актами.

Адвокат в ходе судебного разбирательства должен был разъяснить общественно-политическое значение дела, подвергнуть анализу и оцен­ке полученные доказательства, дать юридическую оценку установлен­ным фактам, охарактеризовать личность обвиняемого и, наконец, вы­разить свое понимание меры преступления \\ли призвать к оправданию обвиняемого .

При Н. С. Хрущеве происходило усиление роли права и профес­сиональных юристов в строительстве социализма. В 1957 г. на сессии Верховного Совета СССР было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия»2. В этих целях были внесены изменения в Основы уголов­но-процессуального законодательства СССР (1958 г.) и в отдельные уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. Появилось больше возможностей участвовать в более ранних стадиях уголовного разбирательства дел некоторых категорий доверителей. Защитник мог уже на стадии предварительного расследования представлять интересы несовершеннолетних, инвалидов, людей, не говоривших на языке судо­производства (ст. 22 Основ). В 1961 г. Верховный Совет СССР издал Указ об особенностях судопроизводства, по которому вводился, в част­ности, открытый процесс при полном составе суда, а защите давалось достаточное время для подготовки к процессу.

Положение об адвокатуре 1962 г. определило основную структуру и систему деятельности адвокатского сообщества. В основу организа­ции адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.

Коллегиальными органами руководства адвокатской деятельности были общие собрания коллегий адвокатов, президиумы и ревизионные комиссии. Общее руководство деятельностью адвокатуры возлагалось на Министерство юстиции республики. При каждой коллегии адвока­тов создавались юридические консультации, в которых осуществлялась юридическая помощь гражданам и организациям. Положение об адво­катуре устанавливало, что гражданин СССР, имеющий высшее юриди­ческое образование, мог быть принят в коллегию адвокатов.

Средства коллегии адвокатов образовывались из сумм, отчисляемых юридическими консультациями. Размер отчислений устанавливался общим собранием адвокатов и не мог превышать 30% суммы гонорара, поступившего в юридическую консультацию.

Помимо непосредственного судебного представительства адвока­ты оказывали гражданам и организациям консультативную помощь по юридическим вопросам в виде советов, разъяснений, составления жалоб и других действий.

В конце 1970-х гг. шла дальнейшая разработка вопросов право­вого обоснования адвокатуры как института. В ст. 161 Конституции СССР 1977 г. адвокатура впервые официально признавалась консти­туционным органом, и с этого момента она становилась все в большей степени «государствен11ым делом», нежели оставалась полуавтономной и независимой профессией. Основной задачей адвокатуры являлось оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Закон СССР «Об адвокатуре», принятый в 1979 г., и соответствую­щий ему Закон от 20.11.1980 «Об утверждении Положения об адвокату­ре РСФСР» установил, что все адвокаты страны обязаны действовать в рамках региональных объединений — коллегий адвокатов. Предъявля­лись серьезные требования к приобретению статуса адвоката: граждан­ство СССР, высшее юридическое образование и стаж работы по специ­альности не менее двух лет. Существенно были расширены полномочия адвоката в уголовном процессе: участие в предварительном следствии; право запрашивать через юридическую консультацию справки, харак­теристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юри­дической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии (ст. 15 Положения). Появились гарантии частичной неза­висимости адвоката — недопустимость его допроса в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

Появились категории дел, по которым оказывалась бесплатная юри­дическая помощь, например о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*