Споры в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государст­венных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по установленным ст. 49 ЗК основаниям. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государ­ственных или муниципальных нужд устанавливаются ст. 55 ЗК РФ, 279 ЗК РФ, 287 ГК РФ.

Принудительное изъятие в государственную или муниципальную собственность и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения регламентировано ст. 6 Федераль­ного закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяй­ственного назначения».

При рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа, судам следует иметь в виду, что принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 279 ГК), органов местного самоуправления (ст. 11,63 ЗК).

В случае несогласия собственника земельного участка с таким ре­шением или недостижения соглашения с ним о выкупной цене пере­численные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка. Иск о выкупе земельного участка для государствен­ных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления.

Если иск о выкупе земельного участка предъявлен до истечения одного года с момента получения собственником земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии либо позднее двух лет с момента его направления собственнику, исковое требование указан­ных органов не подлежит удовлетворению.

Принудительное отчуждение земельного участка для государствен­ных или муниципальных нужд допускается при условии предваритель­ного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (ст. 55 ЗК).

Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земель­ного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК и п. 4 ст. 63 ЗК включа­ются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственни­ку изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно ст. 280 ГК собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281 ГК) затрат и убытков, связанных с новым строительством, рас­ширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участ­ке с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земель­ного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о вы­купной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК устанавливается в со­ответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оце­ночной деятельности в Российской Федерации» (ст. 9).

При принятии искового заявления от лиц, права и законные интере­сы которых затронуты установлением публичного сервитута, необходи­мо учитывать следующее.

Согласно п. 2 ст. 23 ЗК публичный сервитут устанавливается зако­ном или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспе­чения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу ч. 2 ст. 191 АПК рассматриваются в арбитражных судах, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом прямо отнесено к компетенции арбитражных судов.

Исходя из взаимосвязанных положений, содержащихся в ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и п. 2 ст. 23 ЗК, рассмотрение заявлений о признании недействующими нор­мативных правовых актов об установлении публичного сервитута, при­нятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собст­венником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или разме­ром убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*