Опись наследственного имущества и передача его на хранение

Нотариусы производят опись наследственного имущества и передают его на хранение наследникам или другим лицам. Опись производится с участием заинтересованных лиц (при их желании) и не менее двух понятых.

В описи указываются:

  • дата и время составления описи, фамилия, имя, отчество нотариуса, производящего опись имущества;
  • дата поступления сообщения об оставшемся наследственном имуществе или поручения о принятии мер к его охране;
  • фамилии, имена, отчества, адреса, а в необходимых случаях и должностное положение лиц, участвовавших в описи;
  • фамилия, имя, отчество наследодателя, дата его смерти и местонахождение описываемого имущества;
  • сведения о наследниках;
  • сведения о том, было ли опечатано помещение до явки нотариуса и кем;
  • состояние пломб и печатей, если помещение было опечатано.

Нотариус составляет подробную характеристику наследственного имущества, дает оценку каждого из перечисленных в ней предметов, устанавливает процент их износа и стоимости, а вещей (предметов), стоимость которых он не может установить сам, по заключению сведущих лиц. В случае несогласия с оценкой наследники вправе пригласить специалиста-оценщика за свой счет.

Жилые дома в городской местности оцениваются органами технической инвентаризации, а в сельской — органами государственного страхования.

На каждой странице акта описи указывается количество вещей (предметов) и их стоимость, по окончании описи — общее количество вещей (предметов) и их стоимость.

В акт описи включается все имущество, находящееся в квартире умершего. Заявления соседей и других лиц о принадлежности им отдельных вещей заносятся в акт описи, а заинтересованным лицам разъясняется порядок обращения в суд с иском об исключении этого имущества из описи. В акты описи следует заносить и другие замечания и заявления лиц, присутствующих при описи.

Если производство описи имущества прерывается или продолжается несколько дней, помещение каждый раз опечатывается нотариусом. При этом делается запись о причинах и времени прекращения и возобновления описи, а также о состоянии пломб и печатей при последующих вскрытиях помещения.

В конце акта указывается фамилия, имя, отчество, год (в необходимых случаях и месяц) рождения, место жительства лица, которому передано на хранение описанное имущество, наименование, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего его личность, а также наименование учреждения, выдавшего документ.

Акт описи должен быть подписан нотариусом, свидетелями, лицом, принявшим имущество на хранение, другими лицами, участвовавшими в описи наследственного имущества. Составляется акт не менее чем в трех экземплярах: один подшивается в наследственное дело, второй под расписку выдается хранителю или лицу, принявшему имущество на хранение, третий вкладывается в наследственное дело и выдается наследникам вместе со свидетельством о праве на наследство.

При поступлении к нотариусу письменного сообщения от предприятия, учреждения, организации или граждан об оставшемся после смерти одиноких граждан имуществе, представляющем историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и завещанном лицам, не входящим в круг наследников по закону, он обязан принять все предусмотренные законодательством о нотариате меры для описи этого имущества. Оставшиеся после умершего денежные суммы сдаются в банк на депозитный счет.

Золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в монетах, слитках и сыром виде, иностранная валюта и выписанные в иностранной валюте платежные документы (векселя, чеки, переводы и т. п.), иностранные фондовые ценности (акции, облигации, купоны к ним и т. п.), изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга, а также драгоценные камни и жемчуг сдаются по договору в надежный банк на хранение. Прежде чем сдать указанные ценности, нотариус должен составить их опись в пяти экземплярах: три из них передаются вместе с ценностями в банк, четвертый подшивается в наследственное дело, пятый вместе с именным документом банка о принятии ценностей на хранение вкладывается в наследственное дело и выдается наследникам вместе со свидетельством о праве на наследство. Малоценные вещи оставляются на хранение у лица, которому передано на хранение наследственное имущество.

Зачастую при составлении описи у нотариуса возникает сложность в отношении деления имущества на предметы домашнего обихода и предметы роскоши. Решающий в данном случае критерий — используется ли вещь для удовлетворения повседневных бытовых нужд наследодателей или проживающих с ними лиц. Это радиоприемники, стиральные машины, бытовые электроприборы, телевизоры, столовая посуда, кухонная утварь, мебель, художественная литература и т. д.

Спор между наследниками об отнесении конкретной вещи к предметам роскоши или обычного домашнего обихода решается в судебном порядке с учетом характера самой вещи. Принятые нотариусом в порядке охраны наследственного имущества на хранение ценности регистрируются в книге учета ценностей.

Оружие (кроме охотничьего) и взрывчатые вещества, оказавшиеся в составе имущества умершего, сдаются органам внутренних дел по особой описи.

Ценные рукописи, литературные труды, письма, имеющие историческое или научное значение, включаются в отдельные описи и сдаются по договору на ответственное хранение наследникам или соответствующим организациям. В случае необходимости или при отсутствии наследников нотариус спечатывает документы или хранилище с документами и ценными вещами.

Если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятия, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и т. п.), нотариус в качестве учредителя доверительного управляющего заключает договор доверительного управления этим имуществом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *