Система арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды в Российской Федерации. Система, полномочия

Система и полномочия арбитражных судов в России характеризуется в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» ( в редакции от 08.12.2020). Арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными су­дами и входят в судебную систему РФ (ст. 1 Федерального конституционного за­кона «Об арбитражных судах», далее — ФКЗ об арбитражных судах). В соответ­ствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации (ст. 2 ФКЗ об арбитражных судах). Полномо­чия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Фе­дерации устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ о судебной системе, ФКЗ об арбитражных судах и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют (ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах):

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) ;
  • арбитражные апелляционные суды ;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
  • специализированные арбитражные суды.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются (ст. 5 ФКЗ об арбитраж­ных судах):

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонаруше­ний в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращаем внимание на то обстоятельство, что Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 г. №-8 ФКЗ из системы арбитражных судов исключен Высший Арбитражный Суд РФ.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежал широкий круг полномочий и главенствующее место в иерархии судебной системы арбитражных судов. Сегодня комплекс этих судебных прав передан в Верховный Суд Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд округа (ст. 26 ФКЗ об арбитражных судах):

  • проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по де­лам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Арбитражный апелляционный суд (ст. 33.3 ФКЗ об арбитражных судах):

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судеб­ных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитраж­ными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в КС РФ с запретом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им и апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Арбитражный суд субъекта РФ (ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах):

  • рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбит­ражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам (Статья 43.4 ФКЗ об арбитражных судах)

На данный момент, в качестве специализированного, действует только Суд по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

  1. дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
  2. дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
  3. дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:
  • об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;
  • об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
  • об установлении патентообладателя;
  • о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;
  • о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Указанные в пункте 1 настоящей статьи дела рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:

  • дела, рассмотренные им по первой инстанции;
  • дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Суд по интеллектуальным правам:

  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;4) анализирует судебную статистику.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *