административное задержание порядок и основания

Основания и порядок применения административного задержания

Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела о правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП).

Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

Применяется в целях пресечения противоправного деяния, установления личности нарушителя, составления протокола о правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела о нарушении права и исполнения принятого по делу постановления в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства. Процессуальный характер нормы права подтверждается положениями ч. 4 ст. 27.5 КоАП о том, что срок ограничения свободы лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Ограничение свободы в виде задержания не допускается при наличии возможности на месте совершения противоправного деяния установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол о правонарушении, а также при наличии основания для назначения наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения (27.3 КоАП)

Задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, такой мере не подвергаются военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть оставлены в отделе для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат задержанию:

  • члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);
  • без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и некоторые другие категории граждан Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

По просьбе правонарушителя, о месте его нахождения незамедлительно уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. При задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

О задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой нарушитель проходит военную службу (военные сборы), члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе, где указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, время, место и мотивы применения мер ограничения свободы передвижения.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и правонарушителем. В случае если лицо отказывается подписать протокол, делается соответствующая запись. Копия вручается лицу по его просьбе.

По общему правилу период не должен превышать три часа. На срок не более 48 часов может быть подвергнуто лицо, в отношении которого ведется производство по делу о правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, о противоправном деянии, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств противоправного деяния. Также на указанные время может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу о правонарушении, влекущее в качестве одной из мер наказания административный арест.

Согласно позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 16.06.2009 № 9-П, задержание в порядке ст. 27.1 КоАП на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу о правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде ареста. Последующее прекращение производства по делу о правонарушении в связи с отсутствием события или отсутствием состава противоправного деяния не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения данной меры.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления, причем несовершеннолетние должны содержатся отдельно от взрослых лиц. Условия содержания лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерные действия обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *