Защита конституционных прав граждан | Page 2
,

Защита конституционных прав граждан

Зашита конституционного права граждан на свободу собраний. Порядок обжалования отказа или воспрепятствования в проведении публичного мероприятия

Сравнительно недавно КС РФ обратился к рассмотрению вопроса о сво­боде собраний в своем Определении от 02.04.2009 № 484-О-П. По мне­нию заявителей, оспариваемое ими положение ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», как устанавливающее, что орган испол­нительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления мо­жет выдвинуть организаторам публичного мероприятия предложение изменить место и (или) время его проведения, а организаторы не вправе проводить данное мероприятие, если изменение не было согласовано с названными органами публичной власти, фактически предусматрива­ет разрешительный порядок проведения публичных мероприятий, что противоречит ст. 19,31 и 55 Конституции РФ.

Гарантированное Конституцией РФ (ст. 31) право граждан Россий­ской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (ст. 1 и 64 Конституции РФ) и может быть ограничено фе­деральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и без­опасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Использование в ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, ми­тингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», не свидетельст­вует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

2554

Зашита конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение

КС РФ неоднократно обращался к вопросам и жалобам о защите кон­ституционных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение. Реализация права свободно передвигаться и выбирать места пребы­вания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ) неразрывно связана с другими конституционными правами, например правом на жилище. Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи­тельства в пределах Российской Федерации» вместо прописки введен регистрационный учет граждан. Однако на практике существенных изменений в получении «вида на жительство» не произошло.

3493

Конституция как акт прямого действия. Применение судами Конституции при осуществлении правосудия

Конституция как акт прямого действия представляет ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосред­ственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судебных органах, органах законодательной и исполнительной власти. Конституция РФ подлежит реализации независимо от наличия конкре­тизирующих и развивающих ее нормативных актов. Конституция РФ закрепляет преимущественно главные, принципи­альные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах.

12222