Роль адвоката в защите прав граждан при проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться гласно и негласно. При проведении данных мероприятий негласно лица, в отношении которых они проводятся, как правило, не знают об этом. Однако в том случае, если им становится известно о проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий, они могут воспользоваться всеми Средствами защиты своих прав, в том числе обратиться за помощью к адвокату.

Роль адвоката в защите прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий довольно велика. Это обусловлено тем, что в ходе данных мероприятий допускается масса нарушений, начиная с отсутствия законных оснований для их проведения и заканчивая психологическим давлением (а нередко и физическим насилием).
   Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с этим будут незаконными какие-либо ограничения со стороны органов И должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, относительно оказания адвокатом юридической помощи гражданам, в отношении которых проводятся такие мероприятия.
    В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона об адвокатуре в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение Поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.
    Поскольку Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусматривает необходимости наличия у адвоката ордера (более того, данный Закон вообще не предусматривает участия адвоката), логично предположить, что адвокат должен представлять интересы доверителей при проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на основании доверенности.
   Таким образом, адвокат может присутствовать при проведении гласных мероприятий и оперативно реагировать на допускаемые при их проведении нарушения.
В целях защиты прав граждан адвокату необходимо:

  • проверить осуществляются ли оперативно-розыскные мероприятия уполномоченными органами и должностными лицами (перечень органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, указан в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности;
  • проверить, не. выходят ли соответствующие должностные лица за пределы полномочий, предоставленных им данным Законом;
  • определить, какое конкретное мероприятие проводится (исчерпывающий перечень мероприятий установлен ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности);
  • проверить, осуществляется ли мероприятие для достижения целей и решения задач, предусмотренных данным Законом (цели проведения оперативно-розыскных мероприятий перечислены в ст. 1, задачи — в ст. 2 Закона). Осуществление мероприятий для достижения иных целей и задач не допускается;
  • по возможности выяснить, что явилось основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий (наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии; другие основания из числа перечисленных в ст. 7 Закона);
  • выяснить, соблюдены ли все законные условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий (наличие судебного решения, если таковое требуется, а также иные условия, предусмотренные ст. 8 Закона);
  • проверить, соблюдаются ли иные требования законодательства при проведении мероприятий (составление протокола в соответствии с УПК в случае изъятия документов, предметов и иных материалов; изготовление копий с указанных документов и передача их лиц, у которого они изымаются; другие требования законодательства).
  • в случае выявления нарушений закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий необходимо сделать об этом отметки в составляемых протоколах, а также направить обоснованные жалобы в суд. Иногда бывает эффективным направление жалоб на имя прокурора, а также в подразделение собственной безопасности. В случае обнаружения при проведении данных мероприятий злоупотребления или превышения полномочий соответствующими должностными лицами целесообразно направлять заявления о преступлениях в Следственный комитет РФ.

    В том случае, если доверитель располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и если в возбуждении уголовного дела в отношении его отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, он, а также адвокат вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации. Данный орган обязан предоставить такую информацию, но в некоторых пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
    В случае если отказано в предоставлении запрошенных сведений или вши доверитель полагает, что сведения получены не в полном объеме, он и его адвокат вправе обжаловать это в судебном порядке.

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*