Правовые последствия принятия решения Европейским Судом по правам человека. Исполнение решений Европейского Суда в части принятия мер индивидуального и общего характера

Европейский Суд по правам человека не является вышестоящей ин­станцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Его задачей является установление факта нарушений требований Конвенции. Ев­ропейский Суд вправе вынести решение о материальной компенсации нарушенных прав, о денежных выплатах в виде штрафа за нарушение норм Конвенции, о компенсации издержек и расходов.

Статья 46 Конвенции устанавливает обязательную силу постановле­ний Европейского Суда по правам человека для государств — ее участ­ников.

Признание Европейским Судом нарушения Конвенции налагает на государство-ответчика (в силу ч. 1 ст. 46) определенные обязательст­ва: 1) пресечь нарушение и устранить его последствия, чтобы восстано­вить положение, существовавшее до нарушения; 2) принять необходи­мые меры для предотвращения новых подобных нарушений Конвенции.

Государство-ответчик свободно в выборе средств для исполнения решения Европейского Суда, но этот выбор происходит под контролем Комитета министров.

Статья 46 (ч. 2) Конвенции говорит о том, что окончательное поста­новление Суда направляется в Комитет министров Совета Европы, ко­торый осуществляет надзор за его исполнением. Заседания, специально посвященные контролю исполнения решений Суда (заседания БН), проводятся каждые два месяца.

Затем это решение Суда рассматривается Комитетом министров периодически, с интервалами, не превышающими шести месяцев, пока Комитет не посчитает решение исполненным и не завершит его рассмо­трение принятием окончательной резолюции. До этого Комитет мини­стров может принимать так называемые предварительные резолюции, в которых он выражает свою позицию по вопросам, связанным с испол­нением решений Суда.

Заседания Комитета проводятся при закрытых дверях. После заседа­ния повестка его дня публикуется вместе со справками, содержащими полную информацию о ходе исполнения решений.

Рассмотрение каждого судебного решения Комитет министров начи­нает с требования к государству-ответчику сообщить о мерах, принятых для исполнения конкретного решения. На основании предоставленной информации Комитет контролирует выплату денежной компенсации, а также принятие мер индивидуального и общего характера для устра­нения последствий нарушений Конвенции и предотвращения новых подобных нарушений в будущем.

Размеры денежной компенсации в целях возмещения материального и морального вреда, причиненного нарушением Конвенции, и судебных издержек определяются Европейским Судом в резолютивной части ре­шения. Как правило, суд устанавливает трехмесячный срок для выпла­ты денежной компенсации. Также Суд устанавливает размер процентов, которые должно выплатить государство при несоблюдении трехмесяч­ного срока.

Меры индивидуального характера преследуют цель прекратить на­рушения, продолжающиеся во времени, и устранить последствия нару­шений, совершенных в прошлом, в целях восстановления, насколько это возможно, ситуации, которая имела место до нарушения Конвенции.

Одна из мер индивидуального характера — пересмотр судами госу­дарства-ответчика дела, в котором было выявлено нарушение Конвен­ции. Она проводится после нарушения материальных норм Конвенции, а также в случае существенных нарушений процессуального характера, которые могли повлиять на ход судебного разбирательства. Это прежде всего существенные нарушения ст. 6 Конвенции. При этом речь должна идти о существенных процессуальных нарушениях, которые вызывают сомнения по поводу обоснованности судебного решения.

Мерами общего характера являются меры, принимаемые государ­ством-ответчиком для предотвращения в будущем новых нарушений Конвенции, подобных выявленным Европейским Судом.

Меры общего характера выходят за пределы конкретного дела и за­трагивают широкий круг лиц. Прежде всего необходим анализ причин выявленных нарушений и поиск путей их устранения. Чаще всего при­чина нарушений кроется в ошибках должностных лиц. Значительно реже выявляется какая-либо структурная проблема. Иногда нарушения Конвенции совершаются государственными органами в результате вы­полнения законных предписаний, находящихся в противоречии с нор­мами Конвенции. В этих случаях для предотвращения новых наруше­ний Конвенции необходимы изменения законодательства.

Решения Европейского Суда формально обязательны лишь для го­сударства-ответчика. Однако сложилась практика, когда эти решения служат судебными прецедентами в других государствах Европы.

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*