Особенности доказывания по делу об административном правонарушении

Перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении

В ст. 26.1 КоАП указан перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. В первую очередь выясняется наличие самого события административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1 КоАП событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Затем устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность Им может быть физическое или юридическое лицо.

Обязательному установлению подлежит виновность лица в совершенном им правонарушении, поскольку отсутствие вины исключает привлечение к административной ответственности. Применительно к физическому лицу требуется выяснить, умышленно или по неосторожности были совершены противоправные действия либо бездействие.

При наложении административных наказаний подлежат доказыванию обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Их перечень содержится соответственно в ст. 4.2 и 4.3 КоАП. При этом необходимо учитывать, что перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим.

Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, также подлежат выяснению. Это обусловлено тем, что в целом ряде случаев нанесенный ущерб является обязательным признаком состава правонарушения. Кроме того, в ст. 4.7 КоАП регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, содержатся в ст. 24.5 КоАП. Их выяснение имеет важное значение, поскольку при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К таким обстоятельствам относятся:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости;
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  5. отмена закона, установившего административную ответственность;
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Доказыванию подлежат и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Так, при назначении административного наказания физическому лицу учитывается его имущественное положение, а юридическому лицу — его имущественное и финансовое положение.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение1 для правильного разрешения деда.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также’ показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Важное значение имеет решение вопроса об относимости и допустимости доказательств применительно к предмету доказывания. Под относимостью доказательств понимается наличие причинной, объективной связи доказательства с установленными по делу обстоятельствами. Допустимость доказательств рассматривается с позиции определения источников фактических данных. Следует также иметь в виду, что Пленум ВС РФ в своем постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего,

свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по деля об административном правонарушении, которым не были предвари тельное разъяснены их права и обязанности, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений! а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

В целях получения доказательств судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, — незамедлительно.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении) оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*