Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в, (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)

Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру профессиональным сооб­ществом адвокатов и институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти и органов местного само­управления (ст. 3).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре основными принципами адвокатуры являются: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также принцип равноправия адвокатов.

Адвокатской деятельностью согласно ст. 1 Закона об адвокатуре является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном законом порядке, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения до­ступа к правосудию, при этом адвокатская деятельность не является предпринимательской.

В соответствии со ст. 2 Закона адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адво­катскую деятельность.

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отноше­ния в качестве работника, за исключением научной, преподавательской иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, должности государ­ственной службы и муниципальные должности.

Большое внимание уделено статусу адвоката, который включает сле­дующие элементы:

порядок и основания приобретения статуса;

права и обязанности;

     —порядок и основания приостановления и прекращения статуса;

—ответственность адвоката.

В ст. 18 Закона установлены гарантии деятельности адвоката, такие как адвокатская тайна, запрет на вмешательство в адвокатскую деятель­ность, осуществляемую в соответствии с законодательством РФ, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом и др.

Адвокатские полномочия в сфере оказания юридической помощи и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Рос­сии, предусмотренные ч. 2 ст. 2 Закона, можно классифицировать на три группы:

  1. консультативно-претензионная деятельность;
  2. представительская деятельность в суде;
  3. представительская деятельность в иных государственных и негосударственных органах.

Согласно п. 4 ст. 6 Закона существуют случаи, когда адвокат не впра­ве принимать поручение на оказание юридической помощи.

В соответствии со ст. 7 Закона адвокат обязан: честно, разумно и до­бросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами; исполнять тре­бования закона об обязательном участии адвоката в качестве защит­ника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ; посто­янно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию; соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять ре­шения органов адвокатской палаты субъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов и др.

Законом также урегулированы вопросы ответственности адвоката (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная), оплаты труда адвоката (ст. 25), заключения соглашения с доверителем, оказа­ния гражданам бесплатной юридической помощи (ст. 26) и другие акту­альные для современной адвокатуры вопросы.

Реформирование российской адвокатуры серьезно затронуло орга­низацию адвокатской деятельности и адвокатуры. Ведь формой объеди­нения адвокатов в советское время были коллегии адвокатов областей, краев,- автономных республик, союзных республик. В России до при­нятия нового Закона адвокатура все также действовала через коллегии адвокатов .

Сегодня адвокатура в России имеет организацию на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне адвокатура представлена Федеральной палатой адвокатов, высшим органом кото­рой является Всероссийский съезд адвокатов, а колониальным испол­нительным органом — совет.

На уровне субъектов РФ адвокатура представлена адвокатскими па­латами субъектов РФ, высшим органом адвокатской палаты является собрание (конференция) адвокатов, а коллегиальным исполнительным органом — совет адвокатской палаты, также действуют ревизионная и квалификационная комиссии.

Согласно Закону об адвокатуре на территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата.

{jumi[*3]}

Адвокаты также вправе создавать общественные объединения адво­катов и быть членами (участниками) таких объединений.

Для осуществления своей деятельности адвокат должен выбрать одну из четырех организационно-правовых форм. В отличие от Поло­жения об адвокатуре РСФСР 1980 г., в соответствии с которым адво­каты могли осуществлять свою деятельность исключительно в рамках юридической консультации, Закон об адвокатуре предусматривает, что формами адвокатских образований могут быть:

  1. адвокатский кабинет;
  2. коллегия адвокатов;
  3. адвокатское бюро;
  4. юридическая консультация (ст. 20).

Данный перечень форм адвокатской деятельности является исчер­пывающим.

Таким образом, принятый в 2002 г. Закон об адвокатуре сыграл ре­шающую роль в развитии российской адвокатуры, объединил все ад­вокатское сообщество, адвокаты получили действующие органы само­управления, появились общие профессиональные стандарты, заработал Кодекс профессиональной этики адвоката. В Законе, в отличие от По­ложения об адвокатуре 1980 г., четко определены понятия «адвокатура», «адвокат», «адвокатская деятельность», подробно описан правовой ста­тус адвоката, гарантирована независимость, самоуправляемость и кор­поративность адвокатуры.

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*