Круг лиц, уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека; основания и порядок обращения, критерии приемлемости жалобы

Статья 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод говорит о том, что с жалобой может обратиться любое физическое лицо, непра­вительственная организация илитруппа частных лиц, которые считают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных Конвенцией или Протоколами к ней. С жалобой от имени перечисленных лиц может обратиться представитель (в том числе адвокат), полномочия которого оформлены в соответствии с требованиями национального законода­тельства.

Заявителю необязательно являться гражданином государства — чле­на Совета Европы или гражданином государства, на которое он подает жалобу. Главное требование к заявителю — он должен являться жертвой нарушения права со стороны официальных властных органов государ­ства — участника Конвенции.

С жалобой в Суд на любое предполагаемое нарушение положений Конвенции и Протоколов может обратиться государство — ее участник (ст. 33).

Понятие жертвы является ключевым в практике Европейского Суда при решении вопроса, имело ли место нарушение прав и является ли жалоба приемлемой для рассмотрения Судом. Жертва — это лицо, чьи права, гарантированные Конвенцией, нарушены со стороны государст­ва — участника Конвенции.

Чаще всего Европейскому Суду приходится иметь дело с прямыми (непосредственными) жертвами — обращающееся с жалобой лицо само непосредственно уже стало жертвой нарушения его права. Но в прак­тике Суда существуют и другие понятия жертвы. Лицо может быть признано потенциальной жертвой в случае, если оно подвергается ре­альному риску применения к нему законодательства, противоречащего Конвенции, и его права, закрепленные в Конвенции, будут нарушены. Косвенная жертва — Европейским Судом признано, что лицо может испытывать нарушение своих личных прав и из-за того, что нарушены права другого лица. Поэтому в определенных обстоятельствах лицо может подать жалобу о нарушении прав несмотря на то, что само не­посредственно не понесло ущерба. Для этого необходимо, чтобы у об­ращающегося с жалобой лица была очень близкая связь (родственная или иная) с непосредственной жертвой. Наиболее распространенный пример — обращение родственников погибшего по вине государствен­ных органов лица (непосредственная жертва мертва, а родственники испытывают нравственные страдания и несут материальные убытки).

Суд не принимает к рассмотрению так называемых абстрактных жалоб, т.е. жалоб, в которых просто излагается несоответствие нацио­нальной практики или законодательства положениям Конвенции, но не указано, при каких конкретных обстоятельствах и какие именно персональные права заявителя, закрепленные в Конвенции, были нару­шены.

В ряде своих решений Европейский Суд признал, что недееспособ­ные лица также имеют право на подачу жалобы.

По сведениям Секретариата Европейского Суда известно, что более 90% поступающих жалоб из-за несоблюдения необходимых условий признаются неприемлемыми.

Статья 35 Конвенции определяет условия приемлемости жалобы. Суд принимает жалобу к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, в течение шести месяцев с даты вынесения национальными судебными органами окон­чательного решения по делу.

Применительно к законодательству РФ право на обращение в Суд возникает с момента вступления в силу судебного постановления (т.е. обращения в надзорную инстанцию не требуется).

Суд не принимает к рассмотрению жалобу, если она: является ано­нимной; является по существу аналогичной той жалобе, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой про­цедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

Жалоба подается против государства — участника Конвенции, кото­рое виновно в нарушении или необеспечении прав и свобод человека.

Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов, явно необоснованной или посчитает ее злоупотреблением правом по­дачи жалоб. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой. Он может сделать это на любой стадии разбира­тельства.

Для признания жалобы приемлемой необходимо, чтобы на момент рассмотрения дела в Европейском Суде лицо все еще было жертвой, т.е. испытывало последствия нарушения его прав, чтобы его права не были надлежащим образом восстановлены и чтобы лицо не получило возме­щения понесенных убытков и перенесенных страданий. Если наруше­ние Конвенции признано национальными властными органами и лицо получило надлежащее возмещение, оно не может рассматриваться как жертва.

Государство несет ответственность за нарушение прав человека, со­вершенных на его территории официальными органами и их предста­вителями. Сложным является вопрос об ответственности государства за действия его органов, совершенные на территории другого государст­ва. Практика Европейского Суда признает, что, если действия государ­ственных органов, приведшие к нарушению прав человека, совершены на территории другого государства, первое государство должно нести ответственность за эти нарушения.

Адвокат, выступая в Европейском Суде, обязан представить доводы по трем основным позициям: по приемлемости жалобы; по существу излагаемого нарушения; по справедливой сумме (размеру) возмещения вреда.

Заявленные суммы возмещения причиненного морального вреда должны быть разумными, не завышенными, поскольку Суд сам прин­ципиально оценивает нарушения прав граждан, гарантированных Кон­венцией.

Поделитесь интересным материалом с друзьями!
 
 

Получайте статьи на почту

 

 

 

Рекомендуем прочитать:

No comments found

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*