Участники процесса в Конституционном Суде РФ, их права и обязанности. Порядок исследования вопросов в судебных заседаниях Конституционного Суда РФ | Производство в Конституционном суде РФ
,

Производство в Конституционном суде РФ

Участниками процесса в КС РФ считаются стороны, их представите­ли, свидетели, эксперты, переводчики. Согласно ст. 52 Федерального закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон) участниками процесса в КС РФ являются стороны, их представители, а именно: 1) заявители — органы или лица, направившие в КС РФ обращение; 2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подле­жит проверке; 3) государственные органы, компетенция которых оспа­ривается. Также участниками процесса являются свидетели, эксперты, переводчики.

Наряду с представителями сторон по должности, которые указаны выше, в КС РФ вправе выступать руководитель органа, подписавший обращение в КС РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, под­писавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, име­ющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может пред­ставлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

В КС РФ имеются постоянные представители Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ. Представите­ли судов общей или арбитражной юрисдикции, органов законодатель­ной и исполнительной власти субъектов РФ своих постоянных пред­ставителей в КС РФ не имеют и назначают их при рассмотрении дел по своим запросам.

В соответствии с Положением о полномочном представителе Прези­дента РФ в КС РФ, утв. Указом Президента РФ от 31.12.1996 № 1791, полномочный представитель вправе:

— запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в КС РФ заключения, материалы и информацию от самостоятельных по­дразделений Администрации Президента, Аппарата Правительства, федеральных органов исполнительной власти и органов государствен­ной власти субъектов РФ и получать ответ в срок не позднее 15 дней с момента своего обращения;

взаимодействовать с самостоятельными подразделениями Ад­министрации Президента, Аппаратами Совета Федерации, Государст­венной Думы и Правительства, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральной проку­ратурой, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, а также предприятиями, учреждениями и организациями;

создавать экспертные и рабочие группы по отдельным направле­ниям своей деятельности, а также привлекать ученых и специалистов, в том числе на договорной основе, для содействия в осуществлении сво­их функций;

пользоваться информационными банками данных Администра­ции Президента, Аппарата Правительства, федеральных органов испол­нительной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Аналогичные функции и права имеют полномочные представители Государственной Думы и Правительства, действующие соответственно на основании Положения о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания РФ в Конституционном Суде РФ (утв. постановлением Государственной Думы от 13.02.2004 № 86-1У ГД) и по­становления Правительства от 26.07.2001 № 555 «О полномочном пред­ставителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации». В соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утв. постановлением Совета Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ, полномочный представитель Совета Федера­ции в КС РФ назначается Председателем Совета Федерации.

Равенство процессуальных прав сторон проявляется в том, что при поступлении обращения одной стороны (заявителя) оно должно направляться для ознакомления и представления отзыва другой сторо­не. Отзыв, в свою очередь, подлежит направлению заявителю. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может пред­ставлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны. Права сто­рон предоставляются им без каких-либо исключений.

Отвод судье КС РФ на основании ч. 3 ст. 53 Закона может быть за­явлен стороной при наличии предусмотренных законом обстоятельств. Заявитель имеет права, установленные ст. 53 Закона для стороны в про­цессе, только если его обращение было принято к рассмотрению. Если КС РФ принял определение об отказе в принятии обращения к рассмо­трению, то заявитель указанных прав не имеет.

КС РФ решает исключительно вопросы права. КС РФ в целях за­щиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конститу­ции РФ на всей территории РФ рассматривает в заседаниях все вопро­сы, относящиеся к полномочиям КС РФ.

Порядок исследования вопросов в судебном заседании КС РФ закре­плен ст. 60 Закона. Исследование по существу рассматриваемого в за­седании КС РФ дела начинается с сообщения судьи-докладчика о по­водах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы други­ми судьями КС РФ.

По окончании выступления судьи-докладчика КС РФ заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования во­просов дела.

Установленный решением КС РФ порядок может быть изменен только самим Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложе­ния судей КС РФ по порядку исследования вопросов рассматриваются Судом безотлагательно.

Если в судебном заседании отсутствует заявитель и его представи­тель, судья-докладчик излагает также указанную в обращении позицию заявителя. Если назначен не один судья-докладчик, то сообщение де­лает один из них, другой дополняет его. Вопросы других судей КС РФ могут быть заданы всем судьям-докладчикам.

Заслушав судей-докладчиков, председательствующий от имени КС РФ предлагает порядок исследования вопросов. Обычно это тради­ционный порядок, начинающийся с выступления стороны-заявителя. Однако КС РФ может установить и иной порядок исследования дока­зательств.



  • Вконтакте
  • Facebook

Разработано совместно с Ext-Joom.com