Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры | Принципы работы адвокатуры | Адвокатура
,

Принципы работы адвокатуры

Справедливое правосудие в современном понимании этого слова пред­полагает предоставление его участникам возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, оказание которой обычно возлагается на независимых профессиональных советников по пра­вовым вопросам — адвокатов. Такой вывод можно сделать из анализа международных правовых норм (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пак­та о гражданских и политических правах, п. 1.1 Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества (28 октября 1988 г.).

В России, как и в большинстве других стран, задача обеспечения оказания гражданам квалифицированной юридической помощи в рам­ках гражданского, уголовного судопроизводства и производства по де­лам об административных правонарушениях возложена на адвокатуру (см. Определение КС РФ от 01.06.2010 № 782-0-0; ст. 50 ГПК, ч. 3 ст. 59 АПК, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 49 УПК, ч. 2 ст. 25.5 КоАП). Для долж­ного оказания такой помощи гражданам адвокат должен действовать независимо от любого воздействия извне (подп. 1 п. 1 ст. 9 Кодекса про­фессиональной этики адвоката), от любого вмешательства со стороны государственных или иных заинтересованных в исходе дела органов, а также от влияния личной заинтересованности. Поэтому свобода и не­зависимость адвокатуры является одной из важнейших гарантий суще­ствования справедливого правосудия в России.

В целях обеспечения независимости адвокатуры законодатель за­крепил ряд гарантий, среди которых одна из важнейших — механизм корпоративного самоуправления. Он обеспечивает самостоятельное решение членами адвокатского сообщества всех вопросов, связанных с управлением адвокатурой, а также с контролем за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятель­ности, и соблюдением адвокатами норм Кодекса профессиональной эти­ки адвоката. На этот же механизм возложена, кроме того, организация реализации публично-правовых функций адвокатуры — обеспечение доступности для населения квалифицированной юридической помо­щи на всей территории соответствующего субъекта РФ (Определения КС РФ от 06.02.2003 № 29-0, ЗО-О). Органами корпоративного само­управления являются адвокатские палаты субъектов РФ и Федераль­ная палата адвокатов, которые основаны на принципе обязательного членства. Это предопределяется публично-правовым предназначением адвокатских палат и не может расцениваться как ограничение государ­ством каких-либо прав адвокатов или вмешательство в их деятельность (Определение КС РФ от 01.06.2010 № 782-0-0).

Вообще же вмешательство органов государственной власти в дея­тельность адвокатуры запрещено, при условии, что эта деятельность осуществляется в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре). Именно законный характер адвокатской деятельности определяет пределы, в рамках которых какое-либо вмешательство го­сударства (нарушение адвокатской тайны, препятствование процессу­альной деятельности и т.п.) недопустимо. Не составляет недопустимого вмешательства, однако, истребование в целях налогового контроля налоговыми органами от адвокатов и адвокатских образований доку­ментов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (Определение КС РФ от 17.06.2008 № 451-О-П). Кроме того, принцип недопустимо­сти вмешательства государства в адвокатскую деятельность ограничен возложением на адвоката определенных обязанностей по взаимодейст­вию с государственными органами в сфере финансового мониторинга (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодей­ствии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Рекомендации по организации исполнения адвокатами требований законодательства о противодейст­вии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Советом Федеральной палаты ад­вокатов 27.09.2007 (протокол № 2)).



  • Вконтакте
  • Facebook

Разработано совместно с Ext-Joom.com