Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Гарантии предоставления юридической помощи малоимущим. Эксперимент по созданию государственных юридических бюро. Юридическая консультация. Гарантии предоставления юридической помощи мал | Отношения адвоката с доверителем | Адвокатура
,

Отношения адвоката с доверителем

Статья 48 Конституции РФ предусматривает, что в определенных законом случаях профессиональная юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно. Статья 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" устанавливает порядок оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно.

Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

  1. истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  2. ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
  3. гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
  4. гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" в 10 субъектах федерации были созданы государственные юридические бюро по оказанию бесплатной юридической помощи.

В целях реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Правительство РФ в постановлении от 22.08.20.05 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» решило провести эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей. Были созданы государственные юридические бюро, которые оказывали следующие виды юридической помощи гражданам: устные и письменные консультации по правовым вопросам; устные консультации для инвалидов I и II групп, ветеранов Великой Отечественной войны, неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости, независимо от уровня их дохода; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; участие работников государственных юридических бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполни­тельном производстве по гражданским делам, а также в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консульта­циях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты (ст. 24 Закона об адвокатуре).

О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам было принято Решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации то 23 мая 2007 г., объявленное приказом Минюста РФ от 22 июня 2007 г. N 129

А по результатам эксперимента было принято Положение об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро (утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1029).

1. Государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь, предусмотренную пунктом 2 настоящего Положения, гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь в виде устной консультации вне зависимости от уровня их дохода.

2. Государственные юридические бюро оказывают бесплатно следующие виды юридической помощи:

а) консультация по правовым вопросам в устной и письменной форме;

б) составление заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера;

в) представление интересов граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

3. Для получения бесплатной юридической помощи гражданин представляет в государственное юридическое бюро следующие документы:

а) заявление об оказании юридической помощи по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации;

б) документ, удостоверяющий личность;

в) справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в государственное юридическое бюро. Справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) предоставляется гражданам в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

г) инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, для получения юридической помощи в виде устной консультации вместо справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) - предусмотренные федеральным законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.

4. Решение об оказании бесплатной юридической помощи принимается начальником государственного юридического бюро или по его письменному поручению - работником государственного юридического бюро в день представления гражданином документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

Бесплатная юридическая помощь, за исключением устной консультации, оказывается на основании соглашения между гражданином и государственным юридическим бюро, заключаемого по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных соглашением, государственное юридическое бюро на основании договора вправе поручить адвокату оказать лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, бесплатную юридическую помощь, в том числе выступить его представителем в гражданском судопроизводстве, а также в исполнительном производстве по гражданскому делу.

5. Государственное юридическое бюро может заключить с адвокатом договор (по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации), предусматривающий:

оказание бесплатной юридической помощи гражданам на постоянной основе;

оказание бесплатной юридической помощи конкретному гражданину.

6. В оказании бесплатной юридической помощи может быть отказано, если:

а) гражданин, обратившийся в государственное юридическое бюро, не представил документы, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения;

б) из представленной справки о полученных доходах следует, что среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше (равен) величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) гражданин ходатайствует об оказании юридической помощи, не предусмотренной настоящим Положением.

7. Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован обратившимся в государственное юридическое бюро гражданином в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Срок рассмотрения жалобы составляет не более 10 рабочих дней.

В случае если гражданину отказано по основаниям, не предусмотренным настоящим Положением, руководитель территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации в течение указанного срока направляет начальнику государственного юридического бюро (лицу, исполняющему его обязанности) предписание об устранении нарушений, о чем в письменной форме уведомляет гражданина.

Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован гражданином в суд.

8. Начальник государственного юридического бюро назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства юстиции Российской Федерации.

Работники государственного юридического бюро, к полномочиям которых относится оказание юридической помощи, назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро по согласованию с руководителем территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации.

Иные работники государственного юридического бюро назначаются на должность и освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро.

9. Министерство юстиции Российской Федерации:

а) координирует и контролирует деятельность государственных юридических бюро;

б) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и условия премирования работников государственных юридических бюро;

в) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

10. Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации:

а) рассматривают жалобы на действия (бездействие) работников государственных юридических бюро;

б) заслушивают отчеты начальников государственных юридических бюро о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи;

в) анализируют деятельность государственных юридических бюро и ежеквартально представляют в Министерство юстиции Российской Федерации доклад о результатах работы этих бюро.

11. Работник государственного юридического бюро, оказывающий бесплатную юридическую помощь:

а) должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;

б) не вправе оказывать юридическую помощь, если в отношении вопроса, с которым гражданин обратился в государственное юридическое бюро, он:

имеет свои интересы, отличные от интересов гражданина;

участвовал в его рассмотрении (решении) в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика;

являлся должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в интересах этого гражданина;

оказывает юридическую помощь другому лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося гражданина;

в) не вправе разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с оказанием юридической помощи, без согласия этого гражданина.

Как видно из содержания данного Положения, создана государственная структура по оказанию профессиональной юридической помощи.

Однако, как следует из анализа итогов работы государственных юридических бюро в ходе эксперимента, на каждое бюро были потрачены бюджеты не менее 10 млн. руб. при низкой эффективности их деятельности, выраженной в малом количестве лиц, которым была оказана юридическая помощь. Представляется, что данные средства на тех же условиях можно было истратить на оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках тех же юридических консультаций.

Статья 24 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" определяет статус юридической консультации.

В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ".

Представление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании юридической консультации должно включать в себя сведения:

  • о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию;
  • о числе судей в данном судебном районе;
  • о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов;
  • о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации.

После согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.



  • Вконтакте
  • Facebook

Разработано совместно с Ext-Joom.com