Гражданско-правовой статус государственного и муниципального унитарных предприятий | Гражданское право
,

Гражданское право

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только госу­дарственные и муниципальные предприятия. От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарно­го предприятия осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Унитарные предприятия могут с согласия собственника создавать филиалы и представительства, становиться участниками (членами), в том числе единственными, коммерческих и некоммерческих органи­заций (за исключением кредитных). Это право может быть реализовано как путем создания новых организаций, так и посредством приобрете­ния акций, паев, долей участия в существующих компаниях. В законо­дательстве нет запрета на создание государственными предприятиями учреждений. Представляется, что правило о том, что хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое общество, состоящее из одного лица, в данном случае применяться по аналогии не может (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК).

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о пред­мете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключе­нием казенных предприятий. Наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муни­ципальной собственности и принадлежит такому предприятию на пра­ве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный ди­ректор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. По смыслу закона директором является физическое лицо; назначение управляющей организации не допускается. На предприятии могут создаваться коллегиальные органы, однако они являются лишь совещательными. Статья 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает существен­ные ограничения правоспособности руководителей унитарного пред­приятия. В частности, эти лица не вправе выступать в качестве учреди­телей (участников) других организаций (исключение не сделано даже для некоммерческих организаций и акционерных обществ), занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в госу­дарственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, входить в исполнительные органы коммерческих орга­низаций (кроме случаев, обусловленных его должностными обязанно­стями).

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества. То же касается распоряжения вкладом (до­лей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию ак­циями.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении ука­занного предприятия:

принимает решение о создании унитарного предприятия;

определяет цели, предмет и виды деятельности унитарного пред­приятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ас­социациях и других объединениях коммерческих организаций;

определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятель­ности;

утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него измене­ния, в том числе утверждает устав в новой редакции;

принимает решение о реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комис­сию и утверждает ликвидационные балансы;

формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

назначает на должность руководителя, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законода­тельством и иными содержащими нормы трудового права нормативны­ми правовыми актами;

согласовывает прием на работу главного бухгалтера, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного пред­приятия;

дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в слу­чаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом, — на совершение иных сделок;

контролирует использование по назначению и сохранность при­надлежащего имущества;

утверждает показатели экономической эффективности деятель­ности и контролирует их выполнение;

дает согласие (в случаях, предусмотренных федеральным законом) на совершение крупных сделок, сделок, относительно которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

принимает решения о проведении аудиторских проверок, утвер­ждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

имеет другие права и несет другие обязанности, определенные за­конодательством РФ.

Кроме того, собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имущест­вом унитарного предприятия недействительной, а также с требовани­ем о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК и указанным законом. Он вправе истребо­вать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владе­ния.

Унитарное предприятие реорганизуется только по решению собст­венника его имущества.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме сли­яния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения уни­тарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципаль­ного имущества (Российской Федерации, ее субъекту или муниципаль­ному образованию).

Передача имущества считается состоявшейся с момента государст­венной регистрации изменений, внесенных в устав унитарного пред­приятия.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества, а также по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК и иными федеральными законами.



  • Вконтакте
  • Facebook

Разработано совместно с Ext-Joom.com