Участие в арбитражном процессе прокурора; государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в защиту публичных интересов | Арбитражный процесс
,

Арбитражный процесс

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является за­щита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, которые предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством.

В статье 52 АПК предусмотрены две формы участия прокурора в арбит­ражном процессе:

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд (ст. 52 АПК РФ): - с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненорматив­ных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государствен­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих

  • права и законные интересы организаций и граждан в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности;
  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами го­сударственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, орга­нами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарны­ми предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Фе­дерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
  • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждени­ями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

Обращение в ВАС РФ направляет Генеральный прокурор РФ или замес­титель Генерального прокурора РФ, в арбитражный суд субъекта РФ обра­щение направляют также прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители. Проку­рор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными права­ми и несет процессуальные обязанности истца.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные ор­ганы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов (ст. 53 АПК РФ).

Указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительст­во органов государственной власти и органов местного самоуправления в ар­битражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подве­домственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и ор­ганизаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтвержде­ны доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публич­ных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд. Орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными пра­вами и несет процессуальные обязанности истца. Отказ органа от предъявлен­ного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по сущест­ву, если истец участвует в деле.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

По делам, указанным в части 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций. Согласно НК РФ Федеральная налоговая служба выступает в защиту публичных интересов государства как субъекта налоговых правоотношений, а также отношений, связанных со взиманием сборов и обязательных платежей. Соответственно, инспекции ФНС РФ действуют в порядке, предусмотренном ст. 53 АПК РФ, в интересах государства, предъявляя заявления в арбитражный суд. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» налоговые органы являются уполномоченными органами и в силу закона уполномочены подавать заявления в арбитражный суд о банкротстве отсутствующих должников и пр.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» уполномочивает инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ обращаться в арбитражный суд.

Федеральный исполнительный орган по рынку ценных бумаг в силу прямого указания в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных с российским законодательством (п. 20 ст. 42) и.т.д.

В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

Орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.



  • Вконтакте
  • Facebook

Разработано совместно с Ext-Joom.com