Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения | Административный процесс
,

Административный процесс

В ч. 3 ст. 1.5 КоАП указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Однако согласно введенному Федеральным законом от 24.07.2007 № 210-ФЗ примечанию к статье положение указанной части статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 КоАП, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Таким образом, был фактически ликвидирован принцип презумпции невиновности в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений в области дорожного движения. Право лица на защиту превращено в его обязанность, неблагоприятные последствия отказа от реализации данного права возложены на привлекаемое к ответственности лицо.

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении в области дорожного движения допускается применение следующих технических средств:

  • измерения скорости движения транспортных средств;
  • измерения концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе;
  • диагностики технического состояния и параметров автотранспортных средств;
  • диагностики состояния автомобильных дорог.

Статья 2.6.1 КоАП предусматривает специальную ответственность собственников (владельцев) транспортных средств.

По общему правилу к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средства находилось во владении или в пользовании другого лица либо к дан| ному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Пленум ВС РФ в постановлении от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по применению гл. 12 КоАП разъяснил следующее.

При определении субъекта' административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.

Под транспортным средством в указанной главе понимается авто-мототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений ст. 3.8 КоАП, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в гл. 12 КоАП, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.

Учитывая, что Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в п. 1 примечания к ст. 12.1 КоАП.

Лица, не достигшие возраста 18 лет, могут быть лишены права управления только теми транспортными средствами, право управления которыми им предоставлено (лица, достигшие 16 возраста, вправе управлять

Транспортными средствами категории «А» и самоходными машинами категории «А», а лица, достигшие возраста 17 лет, ~ самоходными машинами категорий «В», «С», «Е» и «F»).

Установленный ч. 1 ст. 31.9 КоАП годичный срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права, исчисляется исходя из ч. 3 ст. 32.7 КоАП не со времени вступления и законную силу постановления о применении данного вида наказания, со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права, других правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП, его действия следует квалифицировать по ч. 1 либо ч. 2 ст. 12.7 КоАП и соответствующим статьям гл. 12 КоАП. Однако в случаях, когда указанные лица управляли транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнили законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования, их действия подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 12.8 либо ч. 2 ст. 12.26 КоАП.

С учетом того, что к водителям, не имеющим права управления транспортными средствами, не может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, их действия подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 12.7 КоАП и в случае совершения ими административных правонарушений, предусмотренных статьями гл. 12 КоАП, устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение права управления транспортными средствами (например, ч. 4 ст. 12.2, ч. 3-6 ст. 12.5, ч. 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ч. 3 ст. 12.27 КоАП).

Поступивший на рассмотрение судьи протокол, составленный в связи с совершением одним лицом нескольких административных правонарушений, должен быть возвращен в орган или должностному лицу, его составившему, если среди зафиксированных в нем правонарушений имеются правонарушения, рассмотрение дел по которым не относится к компетенции судьи. В определении, вынесенном на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП, следует указать на необходимость составления от-дельного протокола только в отношении подведомственных судье дел об административных правонарушениях.



  • Вконтакте
  • Facebook

Разработано совместно с Ext-Joom.com